Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

Оглавление № 2
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал

Содержание выпуска №2

 

От редакции

КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ И ЕГО "ХРАНИТЕЛИ".

Перед читателями - второй номер "Русского самосознания", журнала для мыслящих русских людей, для тех, кто стремится определить и попять философские основания русского национализма.

Философия и национализм - не является ли их связь искусственной, надуманной, не тяготеет ли философия к космополитизму? Каждый, кто достаточно глубоко изучал историю философии, не мог не заметить: эпохи подъёма философии - это всегда эпохи подъема национального духа; напротив, периоды преобладания космополитических настроений - это всегда периоды упадка философии, торжества скептицизма, пошлого позитивизима и материализма. Так было в античном мире, на исходе Средних веков, в Новое время, когда самое понятие духа вошло в лексикон философов вместе с понятием нации. Так было и в России, когда стремительный подъем философской мысли в XIX веке - в творчестве славянофилов, почвенников, классиков русской философии в целом (имена которых сегодня практически преданы забвению) - был внугренне связан с задачами национального самопознания, самоопределения и верного духовного самоутверждения. Мыслить философски значит мыслить национально - это вытекает из самой сути великого девиза философии: познай самого себя.

К сожалению, идеология современного русского национализма носит скорее публицистический, чем подлинно философский характер. Но публицистика уже сказала все, что могла сказать. Точнее, сама жизнь показала: Россия может существовать только как национальная Россия, то есть как государство с национальной политикой, экономикой и культурой, как народ с национальными идеалами и ценностями. Попытка создать безнациональную Россию лишь толкает обывателя назад, в тупик "советского интернационализма"; свидетельство тому - недавние выборы. С точки зрения нормальной культурно-государственной жизни национализму нет альтернативы - таков основной урок русской истории XX века, урок сугубо практический, вытекающий из горького опыта России при самых разных формах политического устройства, при монархии, социализме, к демократии. Теперь этот урок необходимо осмыслить, то есть перейти от эмпиризма к философии, к пониманию существенного характера русского национализма, его самобытных начал и, что немаловажно, его реальных возможностей, возможностей русского народа и русского человека, а не мифического "всечеловечества" и "всечеловека". И здесь необходимо сказать прямо: эта задача оказалась не по плечу тем, кто уже добрый десяток лет выступает в роли "духовных вождей" национально- патриотического движения. Их несостоятельность проявляется сегодня на каждом шагу: в бесплодных попытках совместить русский национализм с либерально-марксистским мифом о "многонациональности" России; в отчаянных метаниях между "коммунистической" утопией и теократической химерой; в набивших оскомину рассуждениях на тему "русская идея - всечеловеческая идея". Эти люди не понимают (или просто не знают) той национальной философской традиции, которую заслонил от них чаадаевско-соловьёвский, мниморелигиозный космополитизм; не понимают они и главного, что создание современной русской идеологии это, прежде всего, творческий акт, а не перетасовывание готовых "идей". Но именно творить эти люди не способны. А потому они должны уйти с занятых ими "постов" наставников и мэтров патриотического движения, которое во многом из-за них никуда не движется, а пребывает в состоянии перманентного дробления.

Бесконечные склоки в станс тех, кто говорит сегодня от лица русского народа, объясняются не только "личными амбициями" и конфликтами кланов, сложившихся еще в хрущёвско-брежневские времена. Не это главное. У нынешних "духовных лидеров" нет общей духовной основы, общей философской позиции - и потому они обречены на бесплодные пререкания. Но мы не стали бы говорить об их духовной несостоятельности, если бы не видели пути к созданию подлинной национальной идеологии на прочном философском основании. Это - путь творческой преемственности русской национальной философии, которая изначально выступала против "всечеловеческих утопий", в какую бы форму они не облекались; путь претворения в нашу собственную мысль всего подлинно русского в русской философии.

Не будем повторять то, что уже было сказано в предисловии к первому номеру нашего журнала. Отметим лишь самое важное. Русский национализм - это мировоззрение, краеугольным камнем которого является русский человек, обладающий русским духом, духом культурно-государственного созидания, духом борьбы за свой национальный тип. Из сотрудничества людей, обладающих этим духом, возникает целостная русская нация и русское государство как средство самосохранения и развития нации. Нет никакого "конфликта" между идеей русского государства и идеей Российской империи; империя - это наш способ национального существования. Строго говоря, только империя и является действительно национальным государством, причастность к которому определяется, в первую очередь, духовным, религиозно-нравственным состоянием человека. В связи с этим становится понятным и основной характер русского национального идеала - идеала общества, в котором человек получает возможность существовать как духовная личность, а не как "вещь" или "особь", озабоченная только своим материальным благополучием, не как служебная "клетка" безличного целого.

Особо подчеркнем: понятие соборности (к которому пытаются сегодня свести все содержание русской идеологии) - это лишь полу-истина, которая превращается в ложь коллективизма, если поглощает самостоятельное понятие человеческой личности. Неслучайно к "идее соборности" столь охотно пристраиваются последователи "социалистического выбора", в тупиковом характере которого мы давно убедились на практике; убедились, насколько прав был Л.А.Тихомиров, отмечая в работе "Борьба века": "если бы человек когда-либо преклонился перед "обществом" или "человечеством" как высшим для себя авторитетом, это был бы конец человеческому развитию".

Конечно, все сказанное выше - это только самые основные принципы, которые еще требуют конкретного раскрытия. Но, во-первых, главная ложь всегда связана с подменой или искажением смысла ключевых слов и понятий. Сегодня налицо искажение настоящего смысла слова "нация" и подмена представления о русском национальном идеале (а точнее - о внутренне связанной системе русских идеалов) разговорами о "русской идее'', о некой магической фразе, типа "Сезам, откройся!". И разобраться с этими искажениями и подменами, выглядящими порою невинно, но ведущими в безнадежный тупик, можно только на уровне философского мышления. А во-вторых, философия потому и оперирует "общими понятиями", что их конкретное содержание постоянно обновляется. Русские национальные идеалы сегодня нельзя скопировать "один к одному" с идеалов минувших эпох; восстановление русской нации сегодня - это создание нового конкретного образа русской нации, а не реставрация уже известных типов национального единства.

В силу сказанного, знакомя читателя с творчеством П.Е.Астафьева, Н.Г.Дебольского, Н.Н.Страхова и других мыслителей - основоположников русской национальной идеологии, имевших мужество прямо говорить о русском национализме среди космополитического дурмана (и атеистического, и квазирелигиозного), мы не предполагаем искать у них точных инструкций, отвергаем превращение их в очередных "пророков". С ними можно, а в определенных случаях просто необходимо спорить - и это нисколько не исключает подлинной преемственности. Мыслитель учит мыслить, его творчество - это, прежде всего, школа мысли, школа для воспитания (и самовоспитания) мыслящих русских людей. И это прекрасно согласуется с сутью наших национальных идеалов, в центре которых стоит человек как свободно-разумная личность, как образ и подобие Бога. Десять лет назад советские чиновники от философии заговорили о "возвращении" русской философии. Сегодня эти чиновники, разбежавшись по параллельным структурам "власти" и "оппозиции", продолжают говорить от имени русской философии, тщательно отбирая все космополитическое, то есть мёртвое в ней, и храня гробовое молчание о национальном, то есть живом. О них впору повторить слова Спасителя: "Горе вам, законники, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, а входящим воспрепятствовали"/Лук.,11,52/. Русская национальная философия, неразрывно связанная с Православием (хотя и не тождественная ему), собравшая в себя христианское понимание человека, христианское сознание бесконечной ценности и самобытности духа человеческого, может дать сегодня ключ к пониманию самого существа наших земных проблем. Надо только помнить, что ключ к пониманию - это еще не понимание; понимание может возникнуть только в нас самих.

 

TopList
Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz