Информация
о работе Русского философского Общества
имени Н.Н. Страхова в 1998 году
28 января
Первые "Страховские чтения" (которые Русское Философское Общество предполагает проводить ежегодно) включали следующие доклады: Н.П. Ильин "Н.Н. Страхов как основоположник философской антропологии в России"; А.С. Жидков "О взглядах Н.Н. Страхова на психологию и физиологию"; М.А. Желамков "Зрение как психическое явление". Проведенные "Чтения" позволили лучше понять значение Н.Н. Страхова как философа и психолога, углубить понимание проблемы человека как ключевой проблемы русской мысли.
25 февраля
Доклад Б.Г. Адрианова "О сущности русского человека".
В докладе сформулирована общая концепция русской культуры как выражения сущности русского человека. Особое внимание уделено тем опасностям, с которыми русская культура сталкивается в настоящее время. В дополненном виде доклад публикуется в этом номере "РС".25 марта
Доклад М.А. Желамкова "Русское в русском Православии".
С точки зрения докладчика, русскому Православию чужда всякая "утилизация" религии в целях решения тех или иных социальных проблем. В преодолении насилия со стороны "общества" над внутренней жизнью Православия заключено "важное условие национального возрождения России". В кратком выступлении Н. П. Ильина "Паламизм – православный томизм?" отмечалось "опасное сходство" современной трактовки паламизма с той ролью, которую играет томизм (а не Предание в целом) в католическом богословии. Дискуссия по докладам носила весьма острый характер и выявила существенные различия взглядов на затронутые проблемы.29 апреля
Доклад Г.В. Скотниковой "Византия в русском философском сознании"
отразил процесс усвоения "византийского наследия" в русской философии и историографии; были также рассмотрены основные тенденции в понимании византизма как культурно-исторического феномена. В ходе дискуссии обсуждались коренные отличия русского национального характера от духовного склада "ромеев".27 мая
Семинар на тему ""Аксиомы религиозного опыта" как итог философского творчества И.А.Ильина"
принял характер дискуссии, в которой участвовали практически все присутствовавшие. Отметим лишь некоторые характерные суждения. Б.Г. Адрианов определил путь к Богу, рассмотренный И.А. Ильиным, как особый "путь совершенства", который редко приводит к цели в пределах земной жизни – отсюда акцент русского мыслителя на трагизме религиозного опыта. О.И. Губанов подчеркнул связь между пониманием религиозного опыта в работе И.А. Ильина и православной традицией умного делания; по мнению выступавшего, обрядовая сторона религии отходит при этом на второй план. Н.П. Ильин высказал мнение, что в "Аксиомах религиозного опыта" происходит полный разрыв автора с гностическими установками религиозной философии "серебряного века" и возвращение к принципам русской национальной философии с ее ориентацией на огни личного духа. А.С. Жидков отметил характерный для И.А. Ильина (особенно после 1918 года) "нравственно-богословский пафос", который в ряде случаев не способствовал строгому решению собственно философских проблем (например, проблемы очевидности). Резко критическим было выступление Г.А. Никишова, который перешел от темы семинара к оценке патриотизма И.А. Ильина в связи с его враждебным отношением к Советской России. М.А. Желамков возразил, что глубокий патриотизм Ивана Ильина не подлежит сомнению (статья "Что сулит миру расчленение России?" и другие работы); в свою очередь выступавший отметил многозначность понятия "опыт" и по сути сверхъопытный характер религии. А.К. Цыцулин указал на то, что попытка И.А. Ильина раскрыть значение религиозного опыта, не затрагивая чисто догматических вопросов, имеет важное значение для современного русского человека, часто далекого от "церковности". Исключительно интересно прозвучало выступление В.С. Будрина, который предложил общую схему "Аксиом религиозного опыта" и проследил движение авторской мысли от первой до последней главы. Книга И.А. Ильина, подчеркнул выступавший, помогает выработать верный религиозный акт, учитывая индивидуальный характер человека.В заключение было высказано мнение (с которым согласилось большинство участников семинара), что именно высота и сложность задач, поставленных Иваном Александровичем Ильиным, определила как отдельные неудачи, так и выдающееся значение его творчества в целом
.30
сентябряДоклад Л.И. Хромова "Сигнальная теория познания".
Докладчик ознакомил присутствующих с разработанной им религиозно-информационной теорией познания, которая соединяет достижения современной науки с православной концепцией Божественных энергий. В ходе продолжительной дискуссии обсуждались вопросы, связанные с понятием "информации", корректностью тезиса о "непознаваемости сущности" и другими аспектами доклада. В расширенном виде доклад Л.И. Хромова публикуется в этом номере "РС".28 октября
Доклад Н.П. Ильина "Идея "внутреннего общества" в западной философии".
На примере творчества итальянского философа Джованни Джентиле (1875-1944) докладчик попытался раскрыть характерное для европейской философии представление об имманентном присутствии универсального "мы" в индивидуальном человеческом "я". По мнению докладчика, именно это представление (пусть и не достигшее порога философской рефлексии) позволяет западному человеку "делать свое дело" в твердом убеждении, что он исполняет социально значимый долг. В ходе дискуссии были высказаны мнения как о "нетипичности" воззрений Джентиле для западной философии (О.И. Губанов), так и о том, что эти воззрения восходят к интуициям, общим для всех индоевропейских народов (Б.Г. Адрианов).25 ноября
Доклад С.С. Стратановского "Критика софиологии в работах Ю.Н. Данзас".
Докладчик рассказал о драматической судьбе Юлии Николаевны Данзас (1879-1942), внучатой племянницы секунданта А.С. Пушкина, фрейлины Императорского Двора, которая написала ряд работ, посвященных истории гностицизма и его влиянию на русскую религиозно-философскую мысль ХХ века. В острой дискуссии после доклада прозвучали различные взгляды на роль "софиологии" в развитии православного богословия. С точки зрения Б.Г. Адрианова, постановка проблем софиологии стимулировала развитие русского православного богословия в лице В.Н. Лосского и возродила интерес к святоотеческой мысли периода паламитских соборов. По мнению Н.П. Ильина, "русская софиология" была очередной попыткой "привить" к Православию даже не гностическую, а каббалистическую лже-духовность; в исторической перспективе: превратить христианство – в "иудеохристианство". А.С. Жидков указал на то, что идея гнозиса является органическим элементом христианства, чего не скажешь о схемах "софиологии". М.А. Желамков выразил сомнение в том, что вообще есть что-то русское как во взглядах "софиологов", так и их оппонентов типа католички Ю.Н. Данзас.23 декабря
Семинар, посвященный литературной и общественной деятельности А.С. Солженицына. Подробности об этом семинаре – в следующем номере "РС
".