Николай Ильин
ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ
О РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Действительность сбывается в тишине, молча, и до рокового мгновения проходит немою и незаметною.
Павел Бакунин, 1881 г.
Вводные замечания.
Русская жизнь таит в себе безмерную глубину. И в этой глубине русское всегда остается русским. Вот чего так боятся те, кто захватил нашу поверхность, но бессилен овладеть нашей глубиной. Этот страх они хотят привить и нам, чтобы мы боялись самих себя, приходили в ужас от своей собственной глубины. Нас призывают жить на поверхности, по законам поверхности. Нас пугают тем, что глубина таит в себе бунт и хаос. Но она таит в себе – национальную революцию, революцию духа, революцию во имя законов человеческого достоинства и свободы. И такую революцию несет в себе каждый из нас - поскольку он не утратил своей собственной глубины, не выродился в плоское существо, обитающее лишь на поверхности. Внимание к своей духовной глубине, воля утверждать ее законы для жизни в целом - вот что необходимо человеку, чтобы стать одним из соратников национальной революции. Той революции, которая в роковое мгновение выйдет из глубины на поверхность.
Основной характер Русской Национальной Революции я попытался сформулировать в десяти тезисах, помещенных ниже. Эти тезисы вытекают из определенной философской позиции, выработанной автором преемственно к творчеству классиков русской национальной философии (П.Е. Астафьев, П.А. Бакунин, Н.Г. Дебольский, Н.Н. Страхов и другие). В данных тезисах не рассматриваются собственно метафизические предпосылки этой позиции; не рассматривается и достаточно важная проблема того, почему Русская Национальная Революция не произошла раньше, с чем связано то предубеждение, которое питали к «революции вообще» многие известные представители русской национальной элиты XIX - XX вв. Все это будет затронуто в специальной статье, которая появится в одном из ближайших номеров «РС». Сейчас я хотел исполнить свой первый долг перед глубиною русского духа – развернуто выразить идею национальной революции как подлинную русскую идею сегодня.
Тезис 1.
Нацией является народ, способный к творческому самосохранению.
Примечание: Народ и нация носят одно историческое имя (русский народ – русская нация) в силу того, что при этом не меняется субъект истории («История есть история народов» – Н.Н. Страхов), но меняется качество его культурно-исторического бытия. В бытии народа мы имеем относительное равновесие факторов природных и фактора чисто человеческого, или духовного. Этот последний фактор мы называем в дальнейшем национальным духом. В бытии народа-нации доминирует национальный дух как начало сознательной самобытности, или свободной творческой деятельности, свойственной именно человеку.
Тезис 2.
В нормальных исторических условиях творческое самосохранение народа происходит путем созидания:
а) жизнеспособного государства, основные потребности которого удовлетворяются за счет внутренних ресурсов и деятельность которого определяется системой ясно осознанных национальных интересов.
б) самобытной культуры, которая раскрывает богатство национального духа во взаимодействии с другими (духовно близкими) культурами; всяческий «синтез культур» при этом отвергается. Важнейшая задача культуры: раскрыть национальный идеал как идеал существенно личный для каждого члена нации. Решая эту задачу, самобытная культура постепенно находит свой центр тяжести в национальной философии.
Примечание: русская философия – это сознательный путь русского человека к самому себе, к национальному идеалу духовной личности.
в) национальной церкви, вероучение которой соединяет Божественное Откровение с естественным богосознанием данного народа.
Примечание: естественному богосознанию русского народа глубоко созвучно Благовестие: «Царствие Божие внутрь вас есть»; напротив, ветхозаветная религия внешнего вознаграждения чужда русской духовности и является серьезным психологическим препятствием для воцерковления русского человека.
Тезис 3.
В экстремальных исторических условиях творческое самосохранение народа достигается только путем национальной революции.
Тезис 4.
Историческая ситуация становится экстремальной, а национальная революция необходимой:
а) когда происходит целенаправленная консолидация внешних и внутренних антинациональных сил, которые выносят свой «приговор» самому духу данной нации.
Примечание: ввиду этого внешние войны и внутренние смуты, обусловленные конфликтом геополитических интересов, социально-экономическими проблемами, борьбой за участие во власти между различными сословиями (корпорациями) и так далее, относятся к нормальным историческим условиям. В современной России необходимость русской национальной революции связана не с расширением НАТО, коррупцией, сепаратизмом и прочим, а с тотальной войною, объявленной русскому духу во всех его проявлениях.
б) когда становится очевидной несостоятельность привычных методов государственного, культурного и церковного созидания, их непригодность для дальнейшего раскрытия (самореализации) русского духа.
Примечание: именно второй признак экстремальной ситуации является определяющим. Для России необходимость национальной революции определилась уже к началу ХХ века. В конце ХХ века уже почти исчерпан «лимит времени» на ее осуществление.
Тезис 5.
Национальная революция – это не только ответ на вызов врагов нации, но в еще большей степени отклик на призыв, исходящий из глубины национального духа; это – императив радикального духовного обновления.
Примечание: радикальное обновление означает открытие, утверждение и осуществление новых, еще не испытанных методов созидания по всем направлениям, указанным в тезисе 2. Такое обновление не может происходить без творческого отрицания старых путей, то есть отрицания не их былой состоятельности, а их действенности (актуальности) в наше время.
Тезис 6.
Возможность национальной революции определяется, в первую очередь, фактором личности; любому коллективному проявлению национально-революционной воли предшествует подвиг личности, принявшей на себя ответственность за судьбу нации; личности, способной ответить на призыв национального духа даже и тогда, когда этот призыв не слышат (или не хотят услышать) другие.
Примечание: залогом расширения национальной революции является великая сила личного примера, которая всегда ярко проявлялась в русской исторической жизни.
Тезис 7.
Революционное самоопределение личности нельзя детерминировать; национальный дух действует в личности не механически (и не биологически), но через ее самосознание и свободное творческое усилие. Но такое самоопределение можно и необходимо мотивировать философски и идеологически.
Примечание: именно недостаток ясной и глубокой идейно-философской мотивации определил катастрофическое запаздывание национальной революции в России ХХ века. Построенная на прочном философском фундаменте идеология национальной революции – неотложная задача русской интеллигенции; это – настоящее искупление ее вины перед своим народом.
Тезис 8.
Первичным очагом национальной революции является область культуры, где духовная личность заявляет о своей верности национальному духу прямо и непосредственно.
Примечание: так было у всех европейских (арийских и христианских) народов, и русский народ не может быть в данном случае исключением. Национальные революции по почину военных или духовенства характерны для неарийских народов – здесь своя национально-революционная психология. Русский мыслитель, художник, педагог, инженер и так далее – обязан быть сегодня русским националистом и, следовательно, национал-революционером. В этом – единственный залог того, что его конкретный талант не окажется духовно бесплодным.
Тезис 9.
От Русской Православной Церкви недопустимо требовать прямого участия в национальной революции. Сам националист должен верить, что приходя в Церковь, он очищает и укрепляет свой национальный дух.
Примечание: этот тезис означает, что созидание национальной церкви – задача нации в период возвращения к нормальной исторической жизни. В период национальной революции долг националиста-христианина: максимально оградить Церковь от революционной бури. В то же время идейные предпосылки для церковной реформы в национально-христианском духе закладываются в ходе национально-революционной борьбы.
Тезис 10.
Духовная борьба за национализм уже означает начало национальной революции. Окончательная судьба национальной революции непредсказуема. Мы должны верить в победу и не страшиться поражения.
Или, говоря словами замечательного русского поэта Аполлона Александровича Майкова:
Поймите лишь, каких носители вы сил –
И путь осветится, и все падут сомненья,
И дастся вам само, что жребий вам судил.