Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Капиталисты

Известные политики, выступая с пропагандой капитализма, тоже не всегда проявляли достаточное умение. Рональд Рейган бывал убедителен, но порой казался несведущим и примитивным. А Маргарет Тэтчер часто походила на придирчивую, даже жестокую, учительницу. И тот и другая временами вели себя гак, словно им совершенно нет дела до бедняков и неудачников. Это весьма неприятное впечатление подкреплялось не всегда обоснованными, но яростными нападками консерваторов на государственную политику, систему социального обеспечения, льготы для неимущих, высокие налоги, регулирование и на крючкотворов-бюрократов. Разумеется, социальное обеспечение не лишено недостатков, но это отнюдь не значит, что оно никогда никому не приносило пользы или что вся система социальных гарантий совершенно порочна. Равным образом, если какие-то требования по защите окружающей среды и могли быть надуманными, законодательство в целом, несомненно, заслуживает признательности за поразительное улучшение чистоты воздуха, достигнутое в последние десятилетия. При этом прокапиталистическая пропаганда, как ни удивительно, почти не пыталась показать, что капитализм стал величайшим — и единственно значимым — в истории избавителем от бедности.

Парадоксальным образом, основная заслуга в конечном торжестве «рейганомики» и «тэтчеризма» в 1990-х годах принадлежит двум представителям противоположного лагеря — Биллу Клинтону и Тони Блэру (подробнее об этом пойдет речь в главе 5). Будучи проницательными людьми, они в целом приняли экономическую политику своих соперников, но при этом сумели убедить общество, что будут проводить ее гуманно и в интересах всех (Блэр), с пониманием относясь к трудностям ближних (Клинтон).

Капиталисты

Многие капиталисты, по-видимому, искренне считают, что капитализм именно таков, каким его изображают недруги. Если покупателю сильнее всего врезаются в память случаи, когда с ним обошлись невежливо или обсчитали, то и бизнесмен, который привык к безусловной деловой честности, надежности, цивилизованности и порядочности, более всего реагирует и постоянно вспоминает те редкие ситуации, когда ему пришлось столкнуться с обманом, непорядочностью или откровенной грубостью. Иначе говоря, справедливые и честные сделки или продуктивная атмосфера деловой сердечности не оставляют таких следов в памяти, как единичные случаи обмана или редкие, но эмоционально тяжелые проявления грубости и пренебрежения человеческим достоинством — вроде того примера экономически неразумного поведения, который приводит Маккормак (когда босс отчитал и уволил сотрудника в присутствии его коллег).

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz