Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Притча Варнума

По словам историка бизнеса Джозефа Эппеля, этот подход оказался «основателен не только в нравственном, но и в экономическом отношении» . Уонамейкер разбогател, конкуренты стали подражать ему, в розничной торговле произошла революция, покупатели гораздо охотнее расставались со своими деньгами, а экономика процветала. Но революции не случаются без первопроходца — человека, который понял, что «старинное правило» бесперспективно для бизнеса, изобрел эффективную альтернативу и на практике доказал ее работоспособность.

Притча Варнума

Тот же самый принцип, но на примере единичной ситуации, изложен в истории, рассказанной Ф. Т. Барнумом — моим любимым капиталистом :

Сотрудник моего «Музея» предупредил меня, что хочет сказать «пару ласковых» одному человеку, когда тот выйдет из лекционного зала.

В чем дело? — спросил я.

Он сказал, что я не джентльмен.

Забудь, — ответил я. — Он платит за это. Обругав его, ты отнюдь не докажешь, что джентльмен. Я не могу позволить себе потерять клиента. Если ты обойдешься с ним невежливо, он больше к нам не придет, убедит друзей развлекаться в других; местах, а не здесь, и я — ты понимаешь? — могу понести серьезные убытки.

Но он меня оскорбил.

Допустим. Вот если бы он был хозяином «Музея», а ты заплатил ему за удовольствие посетить это место и получил здесь оскорбление, тогда, пожалуй, имело бы смысл возмущаться. Но в данном случае платит он, а деньги берем мы. Поэтому ты должен смириться с его плохими манерами.

Мой сотрудник, смеясь, заметил, что такая политика, несомненно, самая правильная, но добавил, что не будет возражать против повышения зарплаты, раз уж ему приходится сносить плохое обхождение ради моих интересов.

Из этой истории можно извлечь несколько важных истин. Во-первых, она показывает, что жажда наживы побуждает капиталиста подчинять ценность классическую и безусловную — честь — интересам прибыли (об этом уже шла речь в предыдущей главе). Во-вторых, она свидетельствует, что деловые добродетели не являются самоочевидными: Барнуму пришлось объяснить сотруднику, в чем состоят интересы компании. (Параллельно данный сюжет иллюстрирует еще одну тему — на языке экономистов она называется проблемой принципала—агента, то есть проблемой издержек и рисков, связанных с посредниками: интересы владельца бизнеса, или принципала, не тождественны интересам сотрудника, или агента, и умный руководитель постарается привить сотрудникам понимание интересов компании, а еще лучше — убедить их отождествлять свои интересы с интересами компании.) В-третьих, приведенный пример показывает, что интересы компании быстро становятся понятными, когда их объясняют, и это понимание столь же быстро может привести сотрудника к дальнейшим логичным и направленным на его выгоду умозаключениям.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz