Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Честность

Честность

Составить идеальный письменный контракт невозможно или почти невозможно, да и было бы явно неразумной тратой времени оформлять буквально все сделки какими-нибудь контрактами или, того хуже, судиться по поводу каждого невыполненного обязательства. Поэтому повседневная, рутинная активность бизнеса требует таких качеств (и поощряет их), как честность, верность слову, надежность; именно они позволяют добиваться впечатляющей эффективности и роста. Девиз Better Business Bureau («Бюро правильного бизнеса») гласит: «Честность — лучшая политика и самая прибыльная». Ложью и обманом можно, конечно, сорвать быстрый куш. Но настоящие шансы на устойчивое, длительное обогащение дает только честность в делах.

В своем классическом исследовании реальной деловой практики Стюарт Маколей пришел к выводу, что строгая норма о ненарушении слова в сделке имеет, безусловно, обязывающий характер постольку, поскольку «обе стороны, вступающие в отношения обмена, заинтересованы в успешном продолжении своего бишеса и намерены избегать всего, что может навредить этой цели». При данном условии их «должны заботить реакция контрагента и собственная деловая репутация в целом». Ему вторит Джордж Стиглер: «Репутация честного и ответственного человека — это коммерческий актив». Ту же мысль проводят Дональд Макклоски: «Если хотите, чтобы вам верили, держите слово» — и Бенджамин Франклин: «Обман и вероломство — прибежище глупцов, которым не хватает ума быть честными». Или, как афористически выразился Грегори Кавка, «время карает всех обманщиков».

Квакеры — религиозная секта, требующая от своих адептов абсолютной честности, — получили конкурентное преимущество именно благодаря этому обстоятельству: при прочих равных условиях покупатели предпочитали иметь дело с ними, поскольку знали, что им можно доверять. Покупатели убедились: «если послать к квакерам ребенка, его обслужат ничуть не хуже, чем обслужили бы самих родителей», и стали интересоваться: «А кто из торговцев мануфактурой, лавочников, портных, сапожников и так далее — квакер?». В результате квакеры стали преуспевать. Но поскольку расхожий предрассудок гласил, что при капитализме можно разбогатеть только обманом, квакеров начали обвинять в лицемерии. Как замечает Бэлуонт Неваскар, «хотя квакеры приобрели безупречную деловую репутацию, их нередко подозревали в хитрости, коварстве, скрытности и лживости».

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz