Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Четыре объяснения удивительной неспособности экономического роста сделать людей счастливее

Подобные опасения, может быть, и не совсем беспочвенны, но из них неопровержимо следует, что благополучные страны должны становиться все менее счастливыми, а этого не происходит64. Далее, не учитывается, что конкуренция в мировой экономике постоянно растет (а не падает) и что именно человеческий капитал — энергия, ум, предприимчивость, готовность идти на риск — быстро становится предметом первостепенного спроса. Интеллектуалы, считающие бизнес занятием скучным, недалеким, рутинным, не требующим смелости, мужества и воображения, наверняка никогда не пробовали руководить компанией, а уж тем более ее создать.

Прогресс в области благосостояния не получает должной оценки: квота на катастрофы. Один мой знакомый американец, которому исполнилось 47 лет, постоянно повторяет: «Знаете, если бы я жил в

веке, меня сейчас, скорее всего, и на свете бы не было». Мало кто задается таким вопросом, но, по сути дела, он прав: я, разумеется, не хочу сказать, что все родившиеся в XIX веке умерли до 47 лет, но средняя продолжительность жизни в США вплоть до 1900 года составляла именно 47 лет.

Давно замечено, что люди не ценят здоровье, свободу, богатство и зубы, пока не потеряют их. Другими словами, если нам становится лучше, мы тут же считаем это чем-то само собой разумеющимся и естественным для нашей жизни.

Время от времени люди в благополучных странах все же задумываются: как это они привыкли к кондиционерам, кредитным картам, факсам, электрокардиограммам, реактивным самолетам, замороженной пицце, видеомагнитофонам, уборке мусора, кабельному телевидению, банкоматам, лазерной хирургии, термобелью, автоответчикам, туалетной бумаге и многому другому? Но даже в тех редких случаях, когда подобная рефлексия имеет место, она носит преимущественно шуточный характер, и лишь очень немногие всерьез допускают, что, по крайней мере, некоторые из этих полезных аксессуаров действительно сделали жизнь счастливее. Как философски заметил Людвиг фон Мизес, «при капитализме средний человек вкушает удовольствия, которые в прежние времена были неведомы и потому недоступны даже самым богатым. Но, конечно, никакие автомобили, телевизоры и холодильники не сделают человека принципиально счастливее. Когда он приобретает их, он, разумеется, чувствует себя чуточку счастливее, чем до того. Но как только его ближайшие желания удовлетворены, сию же минуту возникают новые. Такова человеческая природа»65.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz