Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Исторический генезис идей

Ну, скажем, это может поднять вам настроение.

Значит, при демократии я могу выбирать лидеров, если хочу, и неважно, знаю ли я, кто лучше. А извиняет меня то, что один мой голос практически ни на что не влияет?

Да, именно так.

Значит, демократия требует даже меньше, чем я думал. И это все?

В основном все. Исключительно просто, разве нет?

Проще некуда. Любому дураку понятно.

Это точно. Даже вам.

Спасибо. Еще что скажете?

Исторический генезис идей

Этот вымышленный диалог, равно как и опыт американцев, показывает, что для реального функционирования демократии не нужны ни гении о семи пядях во лбу, ни святые подвижники. Нужно только, чтобы люди, желательно находящиеся в тот момент у власти, решили привести ее в действие.

Демократию — это правда — не труднее примерить, чем новый костюм. И в последнее время она распространялась не столько из-за своей космической неизбежности и вследствие необоримых экономических или социальных процессов, сколько потому, что вошла в моду: так носят в этом сезоне. И приняли ее отнюдь не те страны, где существовали самые для того благоприятные экономические, социальные, культурные или исторические предпосылки, а те, чьи лидеры признали идеалы демократии, воодушевились ими и захотели последовать столь модному образцу.

Поэтому нужно принять во внимание то, что Фрэнсис Фукуяма назвал «самодостаточной силой идей», или го, что Роберт Даль именует «историческим движением идей». Даль, правда, замечает: «Когда мы вступаем в эту область, то оказываемся, без преувеличения, в крайне трудном положении. Очень сложно удовлетворительно объяснить генезис индивидуальных убеждений, но еще сложнее понять причины исторических перемен в сфере идей». И тем не менее, считает Даль, попытаться нужно, «поскольку стремящиеся к строгости ученые-обществоведы разочаровались в „аморфных“ исторических описаниях, обобщениях, интерпретациях и в большинстве своем предпочитают не заниматься историей развития идей. В результате их теории, сколь формально „строгими“ они ни казались бы, упускают из виду важную объяснительную переменную и часто приводят к упрощенческому редукционизму»1.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz