Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Сопутствующие факторы

По мнению некоторых ученых, для демократии необходим достаточно многочисленный средний класс. Как заметил Баррингтон Мур, «нет буржуазии — нет демократии»6. Но примеры Индии и других стран ставят этот тезис под сомнение, а недавний опыт Восточной Европы, по-видимому, полностью его опровергает.

Распространению демократии в последние два столетия сопутствовали индустриальная революция, стремительный экономический рост, возникновение среднего класса, быстрое совершенствование транспорта и связи, повышение уровня грамотности и резкое увеличение международной торговли. Но если эти факторы в какой-то мере обусловили подъем демократии, то точно в такой же мере они стимулировали ее прямую противоположность — нацизм, фашизм, больше^лзм1. Кроме того, говорить о синхронности взаимодействия перечисленных факторов никак не приходится. Если в Англии конца ХУ1П века демократия и индустриальная революция шествовали рука об руку, то в индустриальную Германию прочная демократия пришла лишь в 1945 году (да к тому же извне), а в индустриальной России появилась совсем недавно.

В конце XX века демократия преспокойно существовала в таких странах, как Мали, Монголия или Намибия, — бедных, без заметного среднего класса, отсталых в смысле индустриализации, грамотности, транспорта, связи и торговли. В то же время некоторые богатейшие страны, скажем, экспортеры нефти Аравийского полуострова, относятся к числу наименее демократических. Как справедливо отметил Сэмюэль Хантингтон, страны «переходят к демократии на самых разных уровнях развития»8.

Демократии действительно сопутствует ряд социальных и экономических параметров — богатство, капитализм, грамотность и так далее. Однако, на мой взгляд, совершенно ошибочно рассматривать эти свойства во взаимосвязи: ведь для демократии, помимо прочего, характерно и развитие струнного квартета. Компания McDonald’s начала продавать свои гамбургеры (и до сих пор наиболее успешно их продает) в богатых, капиталистических, просвещенных, протестантских странах. Но отсюда никак не следует, что для приобретения гамбургера стране непременно нужно быть богатой, просвещенной, протестантской, развитой, иметь средний класс и мощную промышленность, высокий уровень терпимости и общественного согласия.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz