Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

«Предпосылочность» как оправдание отказа от демократических реформ

Маркетинг демократии

Недавний опыт посткоммунистических и других стран (включая, несомненно, ЮАР) свидетельствует: демократию не так уж трудно ввести, она может утвердиться очень быстро и отнюдь не требует сопутствующих или предшествующих условий — социальных, экономических, культурных, — которые в теории считаются обязательными. Это обстоятельство, в свою очередь, позволяет предположить, что пессимизм многих теоретиков-доброжелателей явно и сильно преувеличен, а хитрые отговорки «медлительных» авторитарных правителей, очевидно, несостоятельны.

На мой взгляд, демократия — это результат мастерства правящей элиты, а не логическое или эмпирическое следствие неких объективных факторов. Убеждения, подчеркивает Даль, «первостепенны» для возникновения демократии: трудно представить, продолжает он, как она может существовать, «если ведущие политики не разделяют демократических принципов». И я тоже считаю, что страна может легко стать демократической — подлинно демократической — без особой исторической подготовки и независимо от уровня социального или экономического развития, если только элиты и активные политики считают демократию наиболее приемлемым путем и могут действовать, не опасаясь угроз и насилия со стороны авторитарных карательных органов18. Не исключено, что изолированной, отсталой, бедной и лишенной всяких предпосылок Бирме мешают стать демократической лишь вооруженные головорезы.

В качестве альтернативы возведению сопутствующих факторов в ранг причин мне представляется существенно важным, используя слова Даля, «рассматривать убеждения и идеи активных политиков как главную независимую переменную»19. Замечательный подъем демократии на протяжении последних двух столетий является прежде всего результатом успешных действий идеологических промоутеров: под их влиянием политические элиты во всем мире выбирали на рынке идей именно демократию. Термин «маркетинг» я использую, конечно, в переносном смысле. Но он удачен тем, что помогает привлечь внимание к историческому движению идей.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz