Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

СОВРЕМЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА

Согомонян Г.С.

Марксизм-ленинизм (теоретически и практически)

На деле различие между марксистами-ленинцами и социал-реформистами состоит не в том, что марксисты якобы игнорируют человека и недооценивают роль моральных принципов и ценностей, а реформисты, наоборот, высоко оценивают эти принципы.

Марксизм-ленинизм (теоретически и практически) всегда ставит в основу своей деятельности народные массы, считая их главной движущей силой истории. В отличие от реформистов марксисты исходят из классового анализа общества, а не из абстрактных постулатов «антропологических» представлений, из образа «абстрактного» человека. Освобождение рабочего класса и всех трудящихся от социального, экономического и политического гнета капитализма, ликвидация капиталистической эксплуатации, борьба за построение социализма и коммунизма — вот реальный путь торжества таких вдохновляющих принципов и ценностей, как справедливость, свобода, братство людей, расцвет талантов и способностей. «Если характер человека создаётся обстоятельствами,— писал К. Маркс, — то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными».

У теоретиков социал-реформизма совсем иной подход. Сначала «гуманизация» всего буржуазного общества, в том числе и эксплуататорских классов, а потом уже построение некоего «этического социализма». Возникает, естественно, вопрос: как совместить представление о «свободе» владельцев предприятий и банков и рабочих, живущих продажей своей рабочей силы?

Теоретики социал-реформизма исходят из того, что все люди независимо от их места в системе общественного производства должны «осознать» свой долг перед обществом, думать только об «общем благе», о «чувстве локтя», «социальной ответственности» и т. д. «В конечном счете, — писал В. Эйхлер, — обоснование всех этих ценностей на совести каждого человека...» А чтобы пробудить «совесть», надо больше «воспитывать» и «просвещать». Поэтому образование и воспитание считаются основными средствами для создания общества с господством «этического социализма». Именно к такому выводу приходит, например, правление СДПГ в своем докладе по поводу 20-летия со дня смерти К. Шумахера (20 августа 1972 г.). Западногерманский буржуазный журнал «Политише майнунг», излагая этот материал, указывает, что социал-демократические теоретики исходят из «идентичности интересов всех». Журнал полагает, что такой подход — не открытие социал-демократии. «Тенденция к морализированию», отмечаемая журналом, не подорвет основ капиталистического строя в ФРГ. Наоборот, «воспитание», которое исходит из того, что в капиталистической стране существует якобы идентичность интересов всех классов и социальных слоев, но ее нужно только «осознать», вполне устраивает господствующие классы, которые заинтересованы в том, чтобы выдавать свои интересы за общенациональные. История не знает случая, когда «моральными проповедями» можно было добиться преобразования буржуазного общества в социалистическое.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены







Хостинг от uCoz