Диакон Станислав Чуркин
Православный календарь
Не правда ли, странный народ – христиане? За две тысячи лет существования сколько их ни мучили, сколько ни давили, а у них – что ни день – то праздник. У гражданского населения в год и пяти-шести праздников не наберётся. А посмотри в Православный календарь – сто пятьдесят праздничных дней! Считай, полгода христианин проживает в атмосфере торжеств.
Что отмечают православные в свои праздничные дни? Сказать, что они вспоминают то или иное событие, того или иного святого – это коснуться только части существа дела. Воспоминание имеет место, так как отмечаемое событие действительно совершалось когда-то в прошлом. Но главное иное. Главное в православных торжествах не воспоминание, а проживание.
К примеру, отмечая Рождество Христово, православные заняты не тем, что вспоминают, как когда-то в Палестине родился от Девы Марии Богочеловек, и хотя это и было две тысячи лет тому назад, а вот, они до сих пор помнят и все две тысячи лет подряд отмечают этот день как великое, хоть и древнейшее в истории человечества, событие. В Православной Церкви все две тысячи лет подряд это древнейшее событие совершается. Каждый год в Рождественскую ночь церковь стоит у яслей Богомладенца и воспевает: “Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестны и Пречистыя Девы Марии”. Заметьте – ныне рождшагося. Не две тысячи лет назад, а ныне, то есть сегодня родившегося.
Чтобы практически ощутить чудо ежегодного осуществления события, в прошлом совершившегося, вам достаточно придти в церковь на праздник Крещения Господня и в объятиях многотысячной толпы взять Святой Воды. В церквях вода освящается часто, в течение всего года, но народ желает иметь у себя дома воду только Иорданскую
, только из той самой речки, в которой Христос постоял минутку две тысячи лет тому назад. А такая вода бывает только раз в году.Суть в том, что Церкви, как “телу, глава которого Христос”[Кол.1.18], как единому Богочеловеческому организму, присущи качества как человеческого, так и Божьего бытия. Одним из таких Божественных качеств Церкви является пребывание над временем и пространством или, как говорят отцы Церкви, проживание в вечности. Церковь объемлет наше земное время-пространство. Как “у Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день”[Пётр.3.8], так и у Церкви, в её сакральной области бытия, и прошлое, и настоящее, и будущее есть принадлежность жизни каждого из её представителей. Христианин любой исторической эпохи, в любое время, есть участник всей полноты бытия Церкви. “Истинно, истинно, – говорит Христос,– слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, (и заметьте уточняющую деталь!) и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь” [Ин.5.24].
По той же божественной формуле (тысяча лет = один день) жизнь земной Воинствующей Церкви заключена в рамки одного календарного года. Церковный Православный год – идеальная модель всей земной жизни христианина и то достаточное время, чтобы человек вошёл в лоно Церкви и осуществил призвание христианина. Для православного нет нужды ломать голову и придумывать подвиги для достижения святости. По завету Христа, “Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам”, Церковь позаботилась о своих чадах. Вехами прожитой судьбы своей, нанесёнными на карту Православного календаря (днями праздников, постов, чествования святых), Церковь приготовила грядущим поколениям ясную программу действий, проторённую дорогу в Царство Небесное.
У многих развеется недоумение о начале Православного года не с освящённого Рождеством Христовым января, а с сентября, с
памяти преподобного Симеона Столпника, если осознают, что Православный год жизни – это путь, имеющий начало и конец. А посему желающему встать на путь жизни Церковь и рекомендует в первый день года познакомиться с решимостью и твёрдостью духа св. Симеона Столпника. Начинающий должен знать, что “никто, озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Небесного”[Лк.9.26].Что сказал Христос пожелавшему быть христианином? “Отвергнись себя, возьми крест свой (и только тогда) следуй за Мною [Мф.16.24]. Сентябрь и готовит “путь Господу”. Начало всех святых праздников, Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября, приглашает нас стать сопричастниками рождающейся Пресвятой Чистоты, Преблаженного Самоотвержения. И сразу же за этим торжеством, новое – праздник Воздвижения, 27 сентября. Предлагая нам принять такой образ жизненного пути, в котором и наше личное спасение, и мира всего единение, и царствование Небесное – Церковь выносит Крест Господень.
А далее, как говорили святые отцы, облачась в броню чистоты Пречистой Девы, вооружась Крестом Господним, когда мир ещё дремлет в ожидания новогоднего Рождества, православный люд выходит на встречу с Богомладенцем. И как положено у россиян, перед дальней дорогой, в праздник Покрова (14 октября) христовых путников осеняет святым омофором Защитница рода христианского, ниспосылая им Своё материнское благословение.
В дальней дороге, длиною в три хмурых холодных месяца, путники не оставлены на произвол судьбы. Небесные силы бесплотные, иконы чудотворные, апостолы, святители, мученики, блаженные, преподобные и праведные… Каждый день, во всякое время не прекращается дежурство небесных покровителей. Нет в церковном году дней пустых, незаполненных благодатным присутствием кого-либо из святых Божих людей. Каждый день с тобой друзья, советчики, защитники. Наше ощущение одиночества в пути – наваждение. Уныние и скука – бесовская агитация, древний испытанный ими способ вызвать человека из церковного единства. Им очень удобно разделываться с нами поодиночке.
Хорошо бы нам стряхнуть пыль с тех двенадцати томов, что ставятся обычно на полках повыше (я говорю о “Четии-Минеях”), да начать бы их почитывать на предстоящий день, чтобы быть в курсе, кто из небесных жителей завтра ближе всех к земле – апостол просветит веру твою, святитель подаст мысль добрую, мученик прибавит крепости душевной, преподобный поможет страсть побороть, блаженный научит искушения избежать. Так шаг за шагом, день за днем, и время приведёт тебя к яслям Богомладенца.
Мимо Рождественских торжеств ещё никто не проходил. Каждый год человечеству приходится встречать Бога-Спасителя. Вопрос только в том, кто ты в этой чудесной встрече? Один из волхвов? Мудрец-богоискатель, пришедший вдруг к прозрению, что Бог действительно есть, что Он рядом!? И ты в восторге жертвуешь деньги на храм, и в умилении подпеваешь с народом тропарь праздника, и смиренно каешься… А совершив поклонение Младенцу снова уйдёшь в далёкие от Церкви деловые будни нашего цивилизованного язычества? А может быть сегодняшняя чудо-встреча вдохновит тебя на дело пастырства, на труд равноапостольский? А может быть в подобие Иосифа-обручника, ты есть хранитель на земле Богочеловеческого очага? А может быть ты есть святая чистота, и через тебя Сын Божий являет Себя в мир? И в эту ночь святую, как Отец во Христе, так, может быть, и новорожденный Христос в тебе!?
А, может быть, ты один из тех, что в дремлющем Вифлееме, да и по всей земле, живут своими заботами, едят, пьют, женятся, разводятся, работают, воюют и не ведают о своей принадлежности к совершившемуся чуду? А, может быть, ты той гостиницы хозяин, что равнодушно отказал в приюте старцу и молодой деве на сносях, по виду не суливших ему особой выгоды? А может быть ты тот несчастный соучастник, что,
сгорая от злобного страха, мечется по своему дворцу и строит планы скорейшего умерщвления Младенца?Скажете – не может православный христианин в такой великий день вести себя под стать Ироду-злодею?! В том-то и беда, что может. Притом христианин верующий, старающийся жить по заповедям, причащающийся, почитаемый среди знакомых за праведника может выкинуть такое, чего и от неверующего не увидишь.
А причина простая. На христиан идёт охота. Кстати, я посоветовал бы всем, кто собирается креститься и принимать Православие в надежде, что Боженька на него работать будет – пусть особо не торопятся, потому что как раз всё наоборот. Пока он нехристь – он инертная масса в космической борьбе Христа с сатаной за род человеческий, он живой груз, и под защитой Церкви спокойно идёт в обозе её войска. А стань христианином – он новобранец. В окопы, на передовую. А на передовой, дело известное, бьют прямой наводкой. На передовой – кровь и раны, порой смертельные. И в праздничные дни великих побед Церкви христианин не застрахован от дьявольской пули в спину. Суть, думается, ясна? Перебьют воинство Христово – конец и обозу.
Конечно, прискорбно видеть среди Христова воинства раненых, отступающих, пленных. Но кто, как не Церковь, знает, сколь силен враг, сколь немощен человек, и сколь тяжек труд Христова воина. А посему, даже к дезертирам и предателям она спешит не с трибуналом, а с просьбой о покаянии. Да и Господь даёт нам, грешным, за время бытия земного возможность взойти до вершины “полного возраста Христова” не один раз, а порой раз семьдесят, а то и больше.
Не забыты Церковью в её Православном календаре и слабые, и претыкающиеся. Если каждое последующее торжество Церкви возводит сильных духом на более высокую ступень святости и совершенства, для слабых каждый последующий праздник открывает счастливую возможность заново начать свой спасительный путь.
Не успел ты собраться, духу не хватило, не достало Симеоновской решимости и твёрдости начать год так, чтобы в праздник Рождества Богородицы распрощаться со всей своей скверной? Печально… Но не пропадать же тебе в тоске и блуде до следующего года! Вот, наступает праздник Воздвижения. Принимай Крест Господень, иди и не забывай об очищении.
Если и Крест на плечах не держится – от судьбы, от Промысла всё норовишь ускользнуть. Ну что ж, горемыка, вставай под Покров твоей Заступницы, держись за Её молитвы, как за подол материнский, и иди потихонечку ко Христу.
Опять тебя куда-то в сторону несёт. В праздник Введения (4 декабря) всё ещё в болоте грехов своих вязнешь… Хорошего мало. Но держись. К Рождеству Христову попостись от души и как следует встреть Младенца. Он простит, просветит, спасёт тебя, утопающего. С Ним и начнёшь потихонечку возрастать.
И в Рождество извернулся так, что царём Иродом оказался. Ну, брат! На днях будет праздник Обрезания Господня (14 января), махом отрезай от себя всё “ветхое”, всё нечистое, и за дело!
И этот день пролетел мимо. Держись! Рядом праздник Крещения Господня (19 января), сам Господь будет креститься – и ты с ним! Омоешься Иорданским покаянием, просветишься явлением Самой Пресвятой Троицы и, взяв крест, – за Христом, вперёд…
Каждое церковное торжество может стать началом нашего пробуждения, началом нашего пути. И просвещающее нас Божиим откровением Сретение Господне (15 февраля); и Архангельское слово в Благовещение (7 апреля); и созерцание за род человеческий распинаемого Бога; и всепрощающий Пасхальный пир веры; и Троица, Духом Святым оживотворяющая; и апостолы Пётр и Павел просвещающие (12 июля); и Спас преображающий (19 августа); и, наконец, вершина и идеал конца земного пути христианина – Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и Усекновение главы (11 сентября) большего из людей – Иоанна Крестителя.
Рождество Пресвятой Богородицы
Задумывались ли Вы, почему праздник Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь поставила в основание своего новолетия? Не начало января, с Рождеством Христовым (как порешили изобретательные католики и соблазнённый Западом Пётр I), и даже не март с Христовой Пасхой (хотя три века от Крещения Руси Церковь держалась этого правила), а именно начало сентября, с Рождеством Богородицы и прп. Симеоном Столпником, утвердила Православная Церковь началом Нового года? Природа общественных празднеств, даже если они не религиозного свойства, мистическая. “Новый год” – из области промысла Божия, тайна этого праздника в благодати первенца. Как
пройдёт первый день – таким будет весь год – мысль знакомая многим. В Новый год мы желаем близким нового счастья, чтобы год был счастливым; дарим обновки, чтобы год был богатым; выкидываем из дома старые негодные вещи, чтобы освободиться от всего, мешающего жить. Одним словом, в той или иной форме Новогодние торжества представляют собой обряд посвящения в новый творческий путь, в новую жизнь, разумеется, в жизнь лучшую прежней.И здесь не трудно понять замысел учредителей гражданского Нового года – прилепиться к самому светлому, самому радостному дню, к дню рождения Христа Спасителя человечества от смерти, и, очистив себя в воспоминаниях о новорождённом Богомладенце, начинать новый виток земного бытия.
Почему же православные отмежёвываются от гражданских Новогодних торжеств? Почему они до сих пор связывают Новый год с рождением Девы Марии? К чему это упорство? Даже как-то непочтительно всё это выглядит по отношению к Богу.
Не отделяется Православная церковь от торжеств Христова Рождества. Более того, она задолго до гражданских ликований готовит себя к встрече с Младенцем Христом, так как ей ведома причина Божьего воплощения, ей ведома тайна начала человеческого спасения.
“Почему Сын Божий после грехопадения Адама так долго медлил сойти на Землю и воплотиться, чтобы спасти человечество?” – задаёт вопрос св. Дмитрий Ростовский и отвечает: “До половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы, чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте духовной и телесной, достойная стать храмом Духа Святого”. Эта, проявившаяся в человечестве пресвятая чистота открылась началом, не только предшествующим, но и открывающим осуществление Богом дела спасения рода человеческого. Это человеческое начало и ставит Православная Церковь в основу каждого года своей земной жизни.
“Начало святых праздников”, как назвал св. Андрей Критский, Рождество Пресвятой Девы Марии, поистине величайшее событие рода человеческого. Впервые за время существования греховного человечества родился Человек, который от соприкосновения с Богом не умер пораженный (Исх.19.24), а оказался способным воспринять Бога Своей плотью, содержать его в Себе и освящаться Его пребыванием. В день сей человечество подготовило Сотворца Богу в деле нашего спасения или, как говорит св. епископ Игнатий: “Господь заменил Собой Адама, а Еву заменил Богоматерью”. Да будет благословен плод Их любви – народ Православный!
В праздник Рождества Пресвятой Бородицы мы воздаём славу Спасительнице мира, освящаемся Её чистотой и просвещаемся истиной Её пречистого бытия. Истина чистой жизни лежит в основании Христовой Церкви. Не Александрийские великие Отцы придумали, не Российские по их примеру порешили, что начинать встречу Христа необходимо с очищения души и тела. Это Божие установление. Его слова – “Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобой”. И прежде, чем Христу явиться для служения миру, пришёл Иоанн Креститель проповедуя: “Приготовьте путь Господу!” И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мрк.1). И по сей день до самого конца земной Церкви с таинством Крещения, очищающего, возрождающего и обновляющего, начинается жизнь каждого христианина. Чистые сердцем Бога узрят. Чистота спасла мир человеческий, и спасёт всякого, идущего на встречу с Богом. Господь сказал: “Се, стою и стучу, и кто откроет Мне дверь, войду к нему”. Но не войдёт он в нечистую храмину сердца, сколь ни распахивай двери своих желаний. “Ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи не войдёт в Небесный Иерусалим” (Откр.21.27). Вот что должны мы уяснить в день Рождества Пречистой Девы.
А посему, как сказал ап. Павел, – “не будем спать, как и прочие” граждане, до самого Рождества Христова, а от Начала церковных праздников станем строить себя по образцу Даровавшей нам это святое начало. “У нас все знают, – пишет современник Богородицы священномученик Игнатий Богоносец, – что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благости и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Её не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой, милостивой к бедным и помогала им, как и чем могла, была наставницей в благочестии и во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому, что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Её. О ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Её святости в наружности Её соединились естество ангельское с человеческим, что вид Её был олицетворением чистоты”.
И не перестаёт нас удивлять мудрость Православного календаря. В первый день своего Нового года Церковь вспоминает прп. Симеона Столпника. Разумеется не для того, чтобы все бросились в монашество и стали строить столпы, кто из дерева, кто из камня, а чтобы именно в этот начальный день мы, (вспоминая св. Симеона, который услышал однажды в церкви Евангельские заповеди блаженств, проникся их смыслом, не заходя домой, без колебаний взялся за дело) утвердились в духовном столпостоянии, не озираясь по сторонам, не сожалея о расставании с дурными привычками, дорогими принципами. Дай Бог и нам его решимости!
Всемирное воздвижение честного и животворящего креста Господня
В 335-м году стараниями Византийского императора св. Константина Великого и его матери св. Елены закончилось строительство храма Воскресения Господня над гробом Господним и Голгофой. Храм освятили и на следующий день установили праздник Воздвижения Креста Господня, хотя обрели Крест Господень и воздвигали его перед народом за десять лет до постройки храма. Пришлись ли все эти события на один день, или постройку храма устроители праздника сочли причиной более основательной – неизвестно. Как видим, установили праздник Воздвижение 27-го сентября сразу же после Рождества Богородицы. В этом, казалось бы, случайном соединении двух торжеств (Рождества Богородицы и Воздвижения Креста Господня), мы видим проявление воли Божией, что и заставляет нас говорить о промыслительном характере Православного календаря.
Православный календарный год, с его праздниками великими и малыми, раскрывается перед нами как модель, как образец и школа земной жизни православного христианина. Жизнь христианина начинается с “Крещения” – таинства от греха очищающего и со Христом соединяющего. Начало каждого календарного года Церковь Православная отмечает Богородичной чистотой со Крестом Христовым соединенной и предлагает нам не просто вспомнить о нашем христианском начале, а содействует нам оживить себя, некогда оживлённых, помогает стряхнуть пыль с потускневшей в нас Крещенской благодати, способствует обновиться Крещенским очищением и соединиться с Тем, с Кем мы тогда сочетовались.
Сегодня, когда князь мира сего вновь закинул в христианскую сторону свою сеть и, подняв со дна ада ил свобод и соблазнов, мутит народ – многие теряются, забывая каким надо быть, что должно делать. Сегодня, среди сорвавшихся с основ общественных институтов одна лишь Церковь, неколебимый столп, как стояла, так и стоит, распахнув двери своих храмов – приходи и пей от источника Чистоты, черпай силы от Креста Господня.
Сегодня, братья и сестры, время крепко подумать, что мы, во Христа крестившиеся, во Христа облечены. И как сказал св. Кирилл Иерусалимский: “Когда в таинстве Крещения мы сделались общниками Божественной благодати Христа, то стали и причастниками пришествия его во плоти. Поэтому тогда лишь мы воцаримся со Христом, если будем страждать с Ним. То есть, подобно Ему будем терпеть несправедливые обвинения, оскорбления и прочие невзгоды жизни”. Воскресение же со Христом неотделимо от распятия со Христом. Это закон. Объективный, нерушимый закон. И когда в сей день мы смотрим как священнослужители, совершая чин Воздвижения, поднимают над нашими главами изображение Креста Господня, всем нам не грех было бы подумать, что это и мой собственный крест, моя судьба, мой путь.
Чистота и крест. Единство очищения и крестоношения – изначальный и неизменный, Богом открытый путь всем жаждущим Жизни вечной. Рабская ли это обязанность – “храни непорочность и возделывай себя и красоту сада Божьего”; Ветхозаветное ли это приготовление ко встрече с грядущим Спасителем – “уклонися от зла и сотвори благо”; или прямое приглашение Спасителя следовать за ним – “отвергнись себя и возьми крест свой” – всё это, как видим, двуединое проявление человеческой деятельности. Человек – существо, по природе своей, полярное. Жизнедеятельность человека состоит из восприятия и отдачи. Восприемля святую чистоту и отдавая силы на крестоношение человек проживает полноту своего благобытия.
Чистота и крест – левая и правая сторона Православного существа. Как двумя ногами, очищением и крестоношением, мы продвигаемся по пути в Царство Небесное. Чистота – наше христианское качество, это то, какими мы должны быть. Крест – наша работа, наше творчество, это то, что мы должны делать. Очищение и крестоношение – это жизнь нашей духовной личности. В обретении Чистоты мы и должны брать пример и просить силы у Преблагословенной Женственной Пречистой Девы, а в несении Креста подражать Божественному Мужеству Господа нашего Иисуса Христа.
И как Богородица без Христа не мыслится, а Христос без Богородицы, так и Чистота без Крестоношения не спасает, а Крестоношение без Чистоты – дело бесполезное. Чистотой без Креста обязательно воспользуются духи прелести. Сколько мы видели честных, добрых, принципиальных заблудших, которые и сами гибнут, и соблазняют своей чистотой тысячи наивных душ. А сколько мы знаем несчастных страдальцев, чьи муки превышали распятие на кресте. Но при этом, их порочность и злоба попаляли всё живое вокруг них.
Они несут Крест, но несут его как чужую ношу, как несправедливое и ненавистное ярмо. Никуда не деться от Креста и поборникам счастливой жизни, и лукавым ловкачам, и порхающим по жизни “Белым братьям”, и доверчивым слушателям заграничных проповедников, толкующих с эстрады о нежной любви Иисуса ко всем грешникам. Судьба человечества давно решена. Решена она Распятием на Голгофе.
На Голгофе люди отняли у Христа Сына Божия жизнь, вместе с жизнью присвоили и его Распятие. Послеголгофский человек обречен нести принятый от Христа Крест. “Мы не свои – мы куплены дорогою ценою” (I Кор.6.30).
Церковь Православная знает эту истину, отчего и называет день почитания Креста “Всемирным Воздвижением Креста Господня”, давая этим понять, что Крест Господень является принадлежностью не только общества христиан, и даже не только человечества, а именно всего мира в целом. Церковь знает, что Крест Господень – Божественный знак жизни всей Новой эры.
Поэтому в сей день, братья и сестры, к мысли о нашей личной приобщённости ко Христову Распятию, приложим и мысль о всеобщем несении Креста Господня. Разумеется, не для того, чтобы себя утешить: “Слава Богу, я не один несчастный мученик!” – и не для того, чтобы, наоборот, испортить себе настроение, если до сих пор кому-то казалось, что только он один герой, а для того, чтобы понять, что все мы со своими собственными судьбами, разными характерами, со своими сугубо личными проблемами, замкнутыми друг от друга душами, отстраняющимися от ближнего порой до ненависти к нему и делания смерти, только Крестом Господним можем вернуть наше всемирное единство. Крест Господень – орудие единения всего мира. Лишь Крестом Господним возможно возрождение утерянного нами и преданного забвению единого организма – всечеловек.
“Я ничем своим не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира”, – сказал св. апостол Павел, человек, который по собственному его признанию был “в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе, не однажды бит палками и камнями, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, безмерно в ранах, не однажды в тюрьмах и многократно при смерти” (Гал.6.14., 2 Кор. II). Почему это нескончаемое Христа ради Распятие, это ничем неодолимое хранение в себе Креста Господня для апостола было высшим смыслом его жизни, единственной ценностью, которой он мог гордиться ?
Не своей силою (“ничем своим не желаю хвалиться”), а лишь силою Креста Господня побеждаются полчища князя мира сего, сатаны, побеждается наша внутренняя и внешняя смерть. Отчего Церковь и называет Крест Господень животворящим.
Где же источник этой животворности? Ответ нам даёт св. Григорий Синаит. Он называет Крест “знамением жизни Пресвятой Троицы непостижимой”, у него “Крест трисоставный носит Троицы триипостасный образ”.
Будем же и мы православно исповедовать триипостасную сущность Креста Господня, как в его внешнем трисоставном изображении, так и в его внутреннем триедином по жизни несении. “Небесная лестница”, Крест Господень, вертикаль которого изображает возведение от земли в Царство Небесное, пересечена тремя ступенями:
нижняя (косая) – личное спасение,
средняя – всего мира хранение и объединение,
верхняя – царствование в Господе Боге нашем Иисусе Христе.
Итак, если для внецерковного мира Крест господень до сих пор и соблазн, и безумие, для нас, любезные во Христе братья и сёстры, Крест есть Божия премудрость, и как в каноне поётся –“Апостолов похвала, преподобных утверждение, мучеников крепосте, болящих исцеление, воздвижение умерших, верных держава, сила непобедимая, древо жизни и спасения, древо бессмертия, древо разума… Оно воздушного князя бьёт и глубины всей бездны закалывает змея”. Аминь.