Школа философии
(обращение к читателям сайта)
Ни одна область русской духовной жизни не испытала за годы советской власти такой деградации, как философия. Литература и искусство сохраняли в себе, по крайней мере, островки русской духовности, связанные с отдельными талантливыми личностями, творческими объединениями, журналами, кафедрами учебных заведений. Наука, во многом уступив чужеродным (и по сути антинаучным) силам свою теоретическую область, в области прикладной, практической даже сделала определенные шаги вперед (каждый, кто знаком с реальным состоянием науки в ХХ веке, знает, до какой степени здесь разделились теоретическая и прикладная сферы). Русское православное богословие продолжало, по большому счету, оставаться на своем “досоветском” уровне – чему фактически способствовало отделение Церкви от государства, с какими бы целями это отделение ни было произведено.
Судьба философии оказалась существенно иной: и как философия национальная, и как область знания, которая должна удовлетворять элементарным требованиям философской культуры вообще, – она в СССР практически исчезла; внедряемые в сознание всех граждан догмы “экономического материализма” не несли в себе ничего подлинно русского и ничего подлинно философского. Те же представители “советской философии”, которые как-то отклонялись от ее основной линии, усваивали, за самыми редкими исключениями, космополитический и позитивистский образ мышления (как ближайшие аналоги интернационализма и материализма). Поэтому отнюдь не случайно русское национально-патриотическое движение так и не выработало сколько-нибудь серьезной философской концепции (и соответственно – современной национальной идеологии), а на роль его ведущих “идеологов” выдвинулись или такие одиозные фигуры, как “геополитический” оккультист А. Дугин, или авторы с крепкой материалистической и позитивистско-социологической закваской (А. Зиновьев, Кара-Мурза и прочие), или те многочисленные “религиозные просветители”, которые просто не понимают значения философии как таковой. В итоге национально-патриотическое движение (хотя о “движении” здесь с каждым днем говорить все труднее) является сегодня русским разве что на уровне публицистической риторики – но никак не на уровне философии, без которой невозможно адекватное национальное самосознание.
Русское Философское Общество, созданное в Санкт-Петербурге в мае 1991 года и носящее с 1996 года имя выдающегося русского мыслителя Н. Н. Страхова (1828–1896), с самого начала положило своей первой задачей: всемерно способствовать возрождению русской национальной философии, восстановлению в России настоящей философской культуры, преемственно к лучшим традициям русской философии прошлого и с учетом подлинных достижений европейской мысли. В связи с этой первой задачей перед Обществом ставилась и задача философского обоснования русского национализма, построения русской национальной идеологии на прочном философском фундаменте.
Этих задач РФО им. Н. Н. Страхова никто не отменял; в духе решения этих задач создавались и первые номера “Русского самосознания”, печатного органа Общества в течение 1994–2000 г.г. Другое дело, что поначалу мы сознавали далеко не достаточно трудность работы, за которую мы взялись. А неясное сознание трудностей – опасная вещь. Постепенно и в работе семинаров РФО, и в содержании “РС” философия если и не уходила на задний план, то превращалась лишь в одну из многих “тем” семинаров, лишь в один из “разделов” журнала. Сразу уточним: беда вовсе не в том, что и на семинарах Общества, и на страницах его печатного органа затрагивались различные области духовной жизни: культура, наука, богословие, политика. Философия тесно связана со всеми этими областями; и скажем, серьезное, выполненное на высоком литературно-критическом и культурологическом уровне исследование о русской поэзии – если и не является в философском журнале обязательным, то может оказаться вполне уместным, будящим в читателе желание глубже понять (а тем самым и философски осмыслить) богатство национальной культуры. Беда в другом. Помимо того, что в номера “РС” стали все чаще попадать нефилософские материалы по сути случайного характера, не дающие никакой пищи для философской мысли, наполненные публицистической трескотней и общими призывами “быть русским всегда и во всем”, – на страницах журнала, как и в семинарских дискуссиях, периодически появлялись и “озвучивались” откровенные подделки под философию, способные, может быть, “понравиться” некоторым читателям, но по сути дела убивающие в них настоящий философский вкус. Синтетические “научно-философски-богословские” изыскания о пресловутом “зомбировании” с помощью телевидения; торопливо скроенные “историософские” построения, без намека на настоящее знание долгой и сложной судьбы философского осмысления истории; самопальное “богословие”, доведенное соответствующим автором до откровенно антинациональных и попросту человеконенавистнических “выводов” – читатель нашего сайта и непосредственно самого журнала без труда поймет, что и кого мы имеем в виду.
Все это заставило председателя Общества (несущего свою долю ответственности за слишком долгую уступчивость к “проталкиванию” подобных материалов) поставить вопрос о принципиальной корректировке как нашей издательской, так и семинарской деятельности. К сожалению, это предложение встретило сначала скрытое, а потом и явное противодействие со стороны бывшего гл. редактора “РС” Б. Г. Дверницкого (Адрианова) и его отв. секретаря А. К. Цыцулина (на деле ставшего единовластным распорядителем “спонсорских” денег на издание “РС”). Категорически отказавшись от серьезного и ответственного решения задач РФО им. Н. Н. Страхова и пустив в ход “силовой аргумент” – прекращение спонсорской помощи, они сделали невозможным свое дальнейшее пребывание в Обществе и тем более участие в руководстве его печатным органом.
Уточним раз и навсегда – хотя для продолжения издания “РС” типографским способом (в интересах русских читателей, не имеющих доступа в Интернет) мы нуждаемся в материальной поддержке, она может быть принята только от тех частных или юридических лиц, которые готовы поддержать работу РФО им. Н. Н. Страхова, но не намерены диктовать свои условия там, где дело касается принципиальных моментов этой работы. В противном случае наше издание отличалось бы только на словах от изданий, “принципы” которых всецело определяются “денежным мешком” и его “полномочными представителями”.
Главное же заключается в том, что несмотря на сложившуюся ситуацию Общество продолжает работу в соответствии со своими основными задачами, в сотрудничестве с людьми, понимающими значение этих задач. Мы возобновляем регулярное обновление нашего сайта; из наиболее важных и интересных материалов мы формируем очередной номер нашего печатного органа, полное название которого:
Русское самосознание.
Ежегодник Русского Философского Общества
им. Н. Н. Страхова.
Ниже читатель найдет анонс содержания Ежегодника за 2001 год; с сентября мы начнем постепенно помещать указанные в анонсе материалы, но не обязательно в порядке оглавления (все материалы появятся на сайте Общества не позднее 1 декабря этого года; вопрос о выходе Ежегодника в типографском виде будет решаться новой редакцией по возможности оперативно, но без какого-либо отступления от изложенных выше принципов).
Подчеркнуто обращаем внимание авторов, чьи материалы были приняты к публикации еще до того, как появилось данное обращение: если Вы не готовы сотрудничать с РФО в нынешней ситуации, сообщите свою позицию, и мы незамедлительно снимем анонсы Ваших статей.
Наших читателей мы ставим в известность о том, что в архиве Общества будут появляться статьи, связанные с критикой тех публикаций в предшествующих номерах “РС”, которые ретроспективно мы вынуждены оценить как не соответствующие задачам Общества.
В заключение этого обращения еще раз отметим – для членов РФО им. Н. Н. Страхова примат философии в работе Общества и в публикациях Ежегодника не является предметом дискуссии. С другой стороны, мы открыты для серьезных дискуссий с теми, кто не разделяет наши приоритеты в области философии (русская классическая философия XIX века, в противовес “религиозной философии” российского модернизма начала ХХ века; творчество национально ориентированных европейских мыслителей, в противовес европейскому космополитизму и т.д.) – но при условии содержательно-философского характера дискуссии, без предрешения философских проблем на политической или иной почве.
И что важнее всего – мы призываем наших читателей видеть в публикациях нашего сайта (а Бог даст, и Ежегодника в типографском виде) школу философии; школу, где наши авторы не берут на себя исключительно функции учителей, но готовы учиться философски мыслить вместе с читателями.
Председатель РФО им. Н. Н. Страхова, глав. редактор Ежегодника
“Русское самосознание”Ильин Николай Петрович
Ответственный секретарь Общества, составитель онлайн-версии
Желамков Михаил Анатольевич
По просьбам читателей приведем ссылки на общедоступные современные издания русских философов:
1) П.Е. Астафьев "Философия нации и единство мировоззрения" (М., 2000). Это сборник, где нет некоторых важных работ Астафьева.
2) В.И. Несмелов "Наука о человеке" (Казань, 1994 и СПБ, 2000). Казанское издание лучше (в Питере сделали просто репринт без необходимых комментариев и примечаний).
3) В.И. Несмелов "Догматическая система святого Григория Нисского" (СПБ, 2000). Страдает теми же недостатками, что и питерское издание Науки о человеке.