Джон Мюллер
Капиталисты
Кроме того, многие бизнесмены чувствуют себя некомфортно перед лицом конкуренции. «Рынок, — подчеркивает Джордж Шульц, — беспощаден», а изменения, возникающие в результате конкуренции и развития, отмечает Дэвид Ландес, «носят демонический характер: они творят, но они и разрушают». Неудачники, у которых, как правило, больше времени, чем у победителей, могут (как я предположил в предыдущей главе) истратить значительную ею часть на сетования о несправедливости. Как отмечает Альфред Маршалл, торговцы или производители, обойденные конкурентом, часто «негодуют по поводу его вмешательства и жалуются на обман, хотя объективно энергия и предприимчивость соперника идут на пользу обществу». (Он намекает также, что подобная позиция побуждает многих использовать время не столько на конкуренцию, сколько на устранение конкурентного риска, обращаясь к возможностям своей гильдии, правительственному регулированию, тайным соглашениям и фиксированию цен.) Иной, и более правильный, подход состоит в признании собственных ошибок или, по крайней мере, невезения. Однако осуждать победителя и сваливать неудачу на его махинации во многих случаях гораздо удобнее.
Вот пример. Проиграв драматичную, с высокими ставками, но в принципе открытую и честную борьбу за выкуп своей компании (это происходило в конце 1980-х годов), Ф. Росс Джонсон во всеуслышание объявил «Три правила Уолл-стрит» — если не совсем новых, то четких и запоминающихся: никогда не играйте по правилам; никогда не платите наличными; никогда не говорите правду. Приверженцы Apple Computer любят говорить, что демонический победитель Билл Гейтс из Microsoft поднялся (или получил мощный импульс) благодаря некоторым идеям Apple, но не хотят признавать, что компания Apple допустила целый ряд маркетинговых ошибок. Рокфеллер, пишет Алан Невинс, покупая предприятия конкурентов, обычно давал справедливую цену, но его постоянно обвиняли в недоплате — прежде всего те люди, которые не верили в будущее нефтяной отрасли (хотя и были конкурентами Рокфеллера) и опрометчиво желали получать плату наличными, а не акциями Standard Oil, впоследствии значительно выросшими в цене.