Согомонян Г.С.
Государство «демократического социализма» — миф
Что же в такой благоприятной ситуации достигнуто социал-демократическими правительствами?
Еще в довоенный период и после второй мировой войны в Швеции были проведены некоторые серьезные социально-экономические реформы, жизненный уровень здесь — один из наиболее высоких среди развитых капиталистических стран. В Швеции были приняты законы о социальном обеспечении, введены государственные пенсии по старости и за выслугу лет, семейные пособия, страхование по болезни, помощь инвалидам. Все это — важные достижения шведского рабочего движения, и в них определенную положительную роль сыграла и социал-демократия. Но руководящий принцип ее правления— классовое сотрудничество с буржуазией, стремление примирить интересы капитала и труда. Не удивительно, что на такой основе не могло произойти ни «ликвидации классовых барьеров», ни «установления равенства» и справедливого распределения доходов, ни подлинной «демократизации экономической жизни».
Прошло более 40 лет социал-демократического правления, но и сейчас господствующее положение в экономике занимают 17 финансово-промышленных групп. Социал-демократическое правительство не только не препятствовало сосредоточению основных средств производства в руках небольшого числа магнатов, но и содействовало дальнейшей концентрации производства и капитала на путях «структурной рационализации». Количество слияний и соглашений о сотрудничестве в экономике, составлявшее в 50-х годах ежегодно в среднем 50, в 60-х годах возросло до 300—400. За такой огромный период нахождения у власти доля государственного сектора в промышленности почти не увеличилась и составила лишь 5—6%
Социал-демократия стремится обеспечить, насколько возможно, «классовый мир» в стране. Действует ряд юридических актов, направленных на ограничение легального использования трудящимися права на забастовку. Принятый еще в 1928 г. закон о коллективных договорах между предпринимателями и профсоюзами запрещает в период действия договоров объявлять забастовку. По закону 1935 г. о начале «законной» забастовки должно быть объявлено за семь дней. Специальный закон об арбитражном суде дает возможность ему налагать крупные штрафы на профсоюзные организации, виновные в «диких» забастовках.