Согомонян Г.С.
В теории «постиндустриального общества»
В теории «постиндустриального общества» упор сделан на то, что движущая сила развития экономики и всего общества — это интеллектуальные институты, главным образом университеты и научно-исследовательские учреждения, а не промышленные корпорации, как это было раньше . Это якобы и приведет к тому, что будет реализована задача, не решенная на стадии «индустриального общества», — ликвидируются пороки капитализма, на первый план выдвигается «гуманизация» общества, будет покончено с отчуждением людей, вызванным нынешними условиями. Таким образом, на этот раз, напрашивается вывод, действительно наступит новая эра в развитии «свободного мира». Вслед за буржуазными идеологами и теоретики социал-реформизма провозглашают: «К концу пришел век индустриального позднего капитализма».
Теперь и некоторые социал-демократические теоретики, выражая надежду на ускорение «трансформации» капитализма в социализм, всячески расхваливают различные варианты теории «постиндустриального общества», в частности идеи 3. Бжезинского, известного идеолога антикоммунизма, о «технотронном веке». Так, К. Чернец заявляет: «Я думаю, что он прав, когда вводит новое понятие «технотронного века» и «технотронного общества»». Он выделяет те идеи Бжезинского, которые идеологу «демократического социализма» кажутся особенно приемлемыми: теперь общество формируется во всех отношениях (социально-экономическом и культурном) под воздействием главным образом «технологии и электроники», особенно электронно-вычислительных машин, которые стали определяющей силой. В целом в мире на такой основе возникает якобы даже «глобальное сознание». Аналогичные идеи, высказываемые Д. Беллом в его последней книге, также всячески рекламируются идеологами социал-реформизма, особенно австрийскими. Основные взгляды Белла изложены в его статье, напечатанной в теоретическом органе СПА «Ди Цукунфт».
Назначение подобных теорий (как и других теорий «индустриального» и «постиндустриального общества») очевидно. Главное тут в том, чтобы замаскировать реальные классовые противоречия буржуазного общества, поставить знак равенства между техническим прогрессом и социальной революцией, доказать ненужность революционных преобразований, поскольку «технотронная революция» будто бы сама решает (или решит) не только технические, но и социальные и политические проблемы в интересах всех.