Джон Мюллер
Экстраполяция капиталистических добродетелей
Кроме того, сделка с «хорошим парнем» обычно доставляет удовольствие, а оно порой побуждает человека к уступкам, которые он не сделал бы менее приятному партнеру. Стандартную фразу «С вами приятно иметь дело», может быть, и не всегда произносят искренне. Однако она свидетельствует, что эмоциональный элемент способен приносить реальную экономическую выгоду тем, кто умеет доставить удовольствие другим.
Поэтому в итоге люди хорошие имеют конкурентное преимущество перед не слишком хорошими и, соответственно, с большей вероятностью добиваются успеха. Конечно, порой высказываются соображения, что люди хорошие именно в силу этого своего качества не могут принять трудные, но необходимые решения, например сократить персонал в тяжелые времена. Однако проблема здесь не в их достоинствах самих по себе, а в сопутствующей некомпетентности или экономически вредной сентиментальности — именно это мешает действовать эффективно. И я вовсе не утверждаю, что люди некомпетентные, но хорошие будут успешнее компетентных, но не столь хороших. Я утверждаю другое: при равной степени компетентности хорошие люди скорее добьются успеха.
Экстраполяция капиталистических добродетелей
Если рассуждать абстрактно, то человек, проявляющий добродетели при ведении бизнеса, совершенно необязательно поступает так же в других случаях, поскольку деловая порядочность, в принципе, не исключает хамства и лжи в ситуациях житейских. И все же любое ненормальное поведение наносит вред экономической репутации. Люди видят, что в частной жизни человек поступает нечестно, непорядочно, невежливо и негуманно, и имеют все основания заключить, что столь аморальная личность недостойна доверия и в бизнесе, а это уже стоит денег. Поэтому в общем и целом разумно проявлять деловые добродетели и в частной жизни.
Маккормак приводит такой случай: один человек продал свой дом, однако покупатель внезапно отказался от сделки (у него умер близкий родственник); тогда продавец пошел ему навстречу. «Он лишился своей выгоды, — замечает Маккормак, — но поступил так, как подобало». И тем не менее сам факт, что Маккормак помнил эту историю и, несомненно, многие годы рассказывал ее коллегам-бизнесме- нам, свидетельствует: выгоду продавец получил. Иначе говоря, если бы он не пожелал войти в положение покупателя, Маккормак все равно рассказал бы эту историю, но уже приводил бы ее как пример бессердечности, обернувшейся в конечном счете против продавца.