Джон Мюллер
Экстраполяция капиталистических добродетелей
Как-то мне довелось работать над совместным проектом с бизнесменом из Дании — страны, где, наверное, самые высокие налоговые ставки в мире. Это был один из достойнейших и честнейших людей, каких я когда-либо знал. Если бы он нашел незаклеенный конверт с пятью тысячами долларов и адресом владельца, то без раздумий доставил бы его хозяину, да еще, наверное, добавил бы несколько купюр из сочувствия. И все же узнав, что за свою работу можно получить наличные, он выразил необычайное удовлетворение. Я не исключаю, конечно, что по возвращении в Копенгаген он отправился прямиком в налоговую инспекцию, дабы задекларировать доход и щедро поделиться, хотя, признаюсь, не уверен в этом. Однако сомнение на сей счет ни в малейшей степени не уменьшило моего доверия к этому человеку.
Капиталистическая культура, капиталистические неравенство и несправедливость, капиталистическая конкуренция
Лично я имел дело с капитализмом главным образом на индивидуальном уровне: наблюдал, как бизнесмены заключают сделки, как строятся взаимоотношения между работодателями и работниками, продавцами и покупателями. Что же касается критиков капитализма, то они склонны подчеркивать его неприятные стороны, скорее, на культурном уровне и на уровне конкурентной борьбы.
В частности, историк экономики Стэнли Энгерман отмечает, что капитализму, добивавшемуся признания, пришлось столкнуться с тремя ключевыми обвинениями: капитализм порицали, во-первых, за неприглядность культуры, им порождаемой (или якобы порождаемой); во-вторых, за свойственную ему несправедливость в распределении богатства и дохода; наконец, в-третьих, за периодические и явно не поддающиеся контролю экономические катастрофы (вроде Великой депрессии 1930-х годов), которые нередко считали неотъемлемой частью функционирования капиталистической системы. Позже (в главе 5) я покажу, что благодаря развитию науки об экономике последняя проблема в настоящее время до некоторой степени поддается контролю или, во всяком случае, становится более понятной. А вот как быть с проблемой культуры и проблемой неравенства, по-прежнему не ясно.