Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Культура

Культура

Нарекания, связанные с областью культуры, отчасти вызваны тем фактом, что капитализм не слишком разборчив и стремится снабдить людей любым продуктом (сколь угодно банальным, вульгарным или даже смертельно опасным), который они в данный момент хотят иметь и за который способны платить. Все обвинения в низкопробности продуктов и услуг логичнее относить на счет потребительских вкусов, а капиталисты в свое оправдание вправе сказать, что просто удовлетворяют запросы общества. «С тем же основанием, — заметил Джордж Стиглер, — можно было бы осуждать официантов за услужливость».

Представители капитала также охотно согласятся со Стиглером в том, что их система сама по себе не подразумевает существования тех, «чьи способности и интересы лежат вне экономической сферы деятельности, предполагающей наживу». Например, продолжает Стиглер, это касается армии, помощи бедным и даже рождения детей. Следовательно, заключает он, «обществу необходим не только рынок».

Вместе с тем, многие критики капитализма считают, что (если воспользоваться словами Р. X. Тони) «трезвая оценка экономической организации должна принимать во внимание следующее обстоятельство: чтобы производство не было парализовано регулярными эксцессами со стороны недовольных, оно должно отвечать не только чисто экономическим критериям». Далее, отмечают критики, капиталисты не просто удовлетворяют потребности (или желания), а активно создают их. То есть люди не испытывали неотложной потребности, например, в сливных унитазах — в конце концов, Шекспир, Моцарт, Моисей и весь род людской прекрасно обходились без них многие тысячелетия. А желательными, более того, жизненно необходимыми, люди стали считать унитазы исключительно из-за ловкости и настойчивости настырных и хитрых промоутеров из фирм, производивших сантехнику для городских квартир.

Разумеется, капиталистам очень хотелось бы вызывать спрос на товар, который они в данный момент готовы предложить. Однако реальная ситуация складывается иначе: в большинстве случаев капиталисты не создают спроса целенаправленно, а просто выставляют продукты и услуги на всеобщее обозрение — в надежде на появление спроса — и выбирают прежде всего недооцененные ниши рынка, способные принести прибыль. Результат подобных попыток непредсказуем, а опыт (как отмечено выше) показывает, что в подавляющем большинстве они заканчиваются неудачей. Производители хулахупа были, наверное, очень удивлены (и воодушевлены) тем обстоятельством, что люди демонстрировали (по крайней мере, некоторое время) реальную потребность иметь эту пустяковую вещицу, а создатели фордовской модели были, в свою очередь, удивлены (и разочарованы) отношением к их изделию: потребители не обратили на него почти никакого внимания. Те, кто продвигал компакт-диски, обнаружили обширный и готовый рынок (или спрос) для своей продукции; а производители цифровой аудиоленты, которая не менее функциональна, чем СО, и не хуже по качеству записи, своего рынка не нашли.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz