Джон Мюллер
Культура
В растущей капиталистической экономике пользующиеся спросом (так или иначе привлекательные) продукты и услуги становятся, как правило, дешевле и лучше, предлагаются во все большем количестве и все шире распространяются. Но при этом почти неизбежны достойные сожаления (и действительно вызывавшие его) случаи, когда — просто в силу ситуативного массового спроса — грубая и вульгарная вещь вытесняет изящную и утонченную, поточное фабричное изделие — штучную ручную работу, неразборчивость торжествует над требовательностью, спешка — над обстоятельностью, посредственность — над неординарностью, K-Mart заменяет лавку на углу, а конвейер McDonald’s — уютную домашнюю трапезу.
Конечно, если какие-то люди, скажем меннониты, пожелают вести иной образ жизни — более возвышенный и менее материалистичный, — система не будет им мешать. Более того, она даже поможет им, если это принесет прибыль. Капиталистический Голливуд, например, с удовольствием делает фильмы, которые умело рассчитаны на предубеждения недругов капиталистической культуры и прибыльны. Производители фильмов не видят никаких препятствий, чтобы показывать капитализм низким, безжалостным, лживым и грубым, а множество компаний в то же самое время предлагают самые разнообразные веши, обеспечивающие существование — от минимально комфортного до невообразимо роскошного — любому человеку, пожелавшему удалиться от суеты и жить на лоне природы или наедине с Творцом.
Капитализм поощряет конкуренцию и по сути дела на ней держится, но этот элемент его культуры часто считают проявлением грубости и жадности. По мнению Альфреда Маршалла, «термин „конкуренция“ приобрел негативный оттенок и стал подразумевать эгоизм и безразличие к благополучию окружающих».
В этой главе я придерживаюсь точки зрения, согласно которой критика культуры, предположительно создаваемой капитализмом, в значительной мере основана скорее на ошибочных, идеологически предвзятых, клишированных стереотипах, чем на реальности. Как со временем обнаружили капиталисты, их система в общем и целом стимулирует, то есть регулярно вознаграждает, не обман и грубость (в чем ее обычно обвиняют), а честное, порядочное, обходительное и гуманное деловое поведение. Конечно, конкурентная борьба нередко переходит рамки дозволенного, а самовлюбленные и агрессивные капиталисты могут вести себя вызывающе и отталкивающе, чем объясняется традиционная неприязнь к «нуворишам». Даже Адам Смит с тревогой отмечал, что высокая прибыль «разрушает экономную бережливость, в других обстоятельствах свойственную коммерсантам». Люди бизнеса, особенно успешные, способны вести себя очень эгоистично по отношению к находящемуся в их ведении предприятию, не Зез основания рассматривая его как продолжение собственных достоинств, и деспотически править в своих (часто очень небольших) владениях. Успех нередко делает их самонадеянными и высокомерными, побуждая приписывать все достижения исключительно себе — своим умениям и моральному превосходству. Даже скромный и неподдельно благочестивый Джон Д. Рокфеллер однажды довольно пренебрежительно заметил, что «неудачи, которые человек терпит в жизни, почти всегда объясняются какими-то личными недостатками — слабостью тела, ума или характера, воли или духа».