Джон Мюллер
Неравенство и несправедливость
Бывает, кто-то получает важнейшее преимущество просто потому, что случайно узнает нужную информацию за коктейлем или у него есть родственник, который знает одного человека, а тот знает другого человека и этот человек способен помочь. Или, допустим, случайно не везет конкуренту. Например, Microsoft получила большое преимущество только потому, что запрос из IBM поступил в тот ключевой момент, когда конкурент отправился полетать на самолете. Или, по неизбежной прихоти фортуны, продукт «б-Up» провалится на рынке, а такой же под названием «7-Up» его завоюет. Кроме того, замечает Роберт Крингли, «в бизнесе, как в комедии, время решает все». Продукт, предложенный в марте, не пойдет, а такой же, но предложенный в октябре, пойдет отлично. И Барнум, разумеется, сильно преувеличивает, когда раз за разом повторяет: «Судьба всегда помогает смелым и никогда не помогает тому, кто сам не помогает себе».
Поэтому если капитализм обычно вознаграждает (как говорилось выше) честность и порядочность индивидуальных деловых отношений, то на системном уровне неизбежно экономическое неравенство. Его-то часто и считают нечестным, несправедливым или, как минимум, крайне нежелательным. Но у капитализма нет возможности избежать этой дилеммы: он регулярно создает людей заслуженно бедных, а также тех богатых, о которых никак нельзя сказать, что они разбогатели заслуженно.
В результате сама система способна порождать чувство разочарования и горечи, часто смешанное с завистью. Утверждение Невинса, что «лучшие бизнесмены» принимают «спады и подъемы на рынке абсолютно хладнокровно», верно лишь в том случае, если эти два качества определяются друг через друга. Многие неудачники, проигравшие в конкурентной борьбе, пополняют ряды самых разочарованных людей: они предпочитают объяснять свою судьбу недостатками системы (а не собственными упущениями) или просто невезением (о нем речь пойдет подробнее в следующей главе).
Весьма часто предметом нареканий становится «величина». Почти в любой коммерческой конкуренции (почти по определению) более успешные бизнесмены создают более — нередко значительно более — крупные предприятия, чем бизнесмены менее успешные. Эффект масштаба, который большие компании используют себе на выгоду, увеличивает это неравенство.