Джон Мюллер
Политическое неравенство
Свобода (и, соответственно, равенство) возможностей по определению противоположна классовой структуре и применительно к политике означает упразднение наследственного правящего класса: право попытаться стать лидером распространяется на каждого, и все вольны принимать участие в этом процессе. Особой заслугой творца Декларации независимости США Томаса Джефферсона считается провозглашение принципа «все люди созданы равными». Однако в других сочинениях Джефферсон недвусмысленно заявлял, что демократия не устраняет различия между людьми, а просто заменяет один вид различия другим. При демократии, разъясняет он, правят не «поддельные аристократы, выделяемые по богатству и происхождению», а «природные» — «аристократы по достоинствам и талантам». Или, как отмечал еще афинский государственный деятель Перикл, при демократии «люди получают общественное признание благодаря своим способностям и достоинство человека не связывается с его происхождением» 16.
Принято считать, что в современных демократиях голос каждого избирателя имеет более или менее равный вес. (Правда, это верно только до известной степени: в США, например, голос жителя Вайоминга на национальных выборах весит больше, чем голос жителя более населенного штата, скажем, Огайо17.) Однако политическая значимость индивида лишь в незначительной степени определяется правом голоса, и поэтому реальное политическое неравенство налицо: одни на самом деле «равнее» других. На выборах голос клерка значит, допустим, не меньше, чем голос главы крупной корпорации или обозревателя «The New York Times». Но, как я подробнее покажу в следующей главе, нелепо на этом основании заключать, что способность мелкого служащего влиять на политику хоть отдаленно сравнима с возможностями крупного бизнесмена или изиестного журналиста.
В отличие от авторитарных систем, политический вес индивида в демократиях не является жестко предопределенным классовой принадлежностью, личной лояльностью или идеологическим конформизмом. Любой человек свободен повысить свою значимость: заняться политикой или субсидировать политиков. Но он столь же свободен и понизить ее: поддаться апатии и не ходить даже на выборы. На практике, таким образом, демократия — это форма правления, при которой людям обеспечена свобода стать политически неравными18. Иными словами, реальное функционирование демократии побуждает людей выяснять, углублять и демонстрировать взаимные различия, а не нивелировать их. На самом деле демократический индивидуализм во многих отношениях представляет собой противоположность того равенства, которое осмеивали Платон и У. Ш. Гилберт19.