Джон Мюллер
Политическое неравенство
Политическое неравенство
На протяжении всей истории демократы превозносили равенство как важнейшую часть своего интеллектуального багажа, вызывая неизменные насмешки противников демократии. Платон язвительно называл демократию «приятным общественным состоянием», при котором «некое особое равенство присваивается без разбора и равным и неравным», поскольку демократия требует смехотворной уравниловки13. В оперетте Гилберта и Салливана «The Gondoliers» («Гондольеры») два демократа, унаследовавшие королевство и не желающие отказываться от «республиканских нелепиц», постановляют, что в их королевстве «все равны» — и лорд-архиепископ почтенный, и лорд-кучер каретный, и лорд-бродяга безбашмачный. Соответственно, они провозглашают «суровый деспотизм, соединенный с абсолютным равенством», при котором они как монархи будут заниматься такими делами, как выпуск деклараций, прием депутаций и поручения министрам.
Практика современной демократии не имеет ничего общего с этой картиной. Она признает лишь особую и далеко не абсолютную форму политического равенства, которую обычно называют равенством возможностей. Иначе говоря, при демократии все свободны, то есть беспрепятственно могут, поскольку это гарантировано властью, развивать свой потенциал, высказывать собственное мнение и объединяться в организации для мирного отстаивания своих интересов. По утверждению Рикера, «равенство есть просто индикатор того, что свобода носит демократический характер, а не является классовой приьилеги- ей». А когда Джон Локк заявляет, что все люди равны от природы, он определяет равенство как «присущее каждому равное право на естественную свободу, без подчинения воле или власти другого человека», но при этом оговаривается, что такие достоинства, как возраст, добродетели и заслуги, могут давать некоторым «справедливое превосходство». Подобное политическое равенство, насколько можно судить, складывается без особых затруднений, если люди свободны: оно возникает как следствие свободы, зависит от нее и фактически является ее неотъемлемым атрибутом14. Если люди свободны, они — в той мере, в какой это обеспечивает демократия, — также и политически равны,5.