Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Неэффективность капиталистической пропаганды

Но даже если принять во внимание это объективное обстоятельство, капиталисты, многие из которых с поразительным успехом продавали свои продукты и услуги, вели себя неумело (едва ли не безразлично) при рекламировании системы как таковой. Возможно, они просто были слишком заняты зарабатыванием денег.

Апологеты капитализма иногда пытаются доказывать (правда, довольно неубедительно), что жажда наживы — второстепенный элемент системы. Или, как с прискорбием отмечает Питер Друкер, они ударяются в противоположную крайность и «совершенно не позволяют публике понять экономическую реальность», поскольку превозносят (подчас довольно бесцеремонно) максимизацию прибыли, ничего не говоря о риске и стоимости капитала и не пытаясь объяснить, почему «прибыльность является принципиальной потребностью экономики и общества».

Кроме того, они имеют обыкновение подчеркивать эффективность и экономическую продуктивность капитализма, ни слова не возражая тем, кто считает, что капитализму свойственны лживость, нечестность, безразличие и жестокость. Например, в живой и вдохновенной апологии капитализма — книге Милтона и Розы Фридменов «Free to Choose» («Свобода выбирать»), 1980, — неустанно подчеркивается экономическая ценность свободы, но нигде не сказано, что капитализм пробуждает, поощряет и вознаграждает честность, порядочность, ; уманность и цивилизованность: таких слов просто нет в предметном указателе. И если предложенная Фридменами далее блестящая критика корпоративной благотворительности сама по себе вполне справедлива, то объективно она льет воду на мельницу антикапиталистов. А важная и исключительно популярная книга Фридриха Хайека «Road from Serfdom» («Избавление от рабства») содержит безответственное и абсурдное утверждение, что любые попытки государства контролировать эксцессы деловой жизни и гарантировать благосостояние рядового населения неизбежно ведут к тоталитаризму.

Иными словами, капиталистические добродетели неустанно превозносятся в современных руководствах по бизнесу, рассчитанных на самих капиталистов, но апологеты капитализма как системы упоминают о них крайне редко. А если речь о таких вещах все же заходит, то говорится обычно о более скромных качествах, их Монтескьё в свое время приписал «духу коммерции», и это: экономность, бережливость, умеренность, трудолюбие, благоразумие, уравновешенность, чувство порядка, систематичность.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz