Джон Мюллер
Неэффективность капиталистической пропаганды
Токвиль был озабочен перспективой массовой деградации и пропагандировал войну как средство для пробуждения людей от летаргии. Иммануил Кант тоже заметил, что «длительный мир способствует торжеству чисто коммерческого духа, а тем самым и унизительного эгоизма, трусости, мягкотелости и приводит к деградации характера нации».
К адвокатам воинских добродетелей — Смиту, Токвилю, Канту — присоединились (и даже превзошли их) такие неистовые восхвалите- ли войны, как немецкий историк Генрих фон Трейчке. На рубеже XIX и XX веков он совершенно искренне вдохновлялся мыслью о том, что в войне «проявляются подлинное величие самопожертвования соотечественников... любовь, дружба и вся сила совместного переживания этого». В отличие от коммерции, утверждал Трейчке, столь возвышенная вещь, как война, никогда не должна вестись ради чисто материальной выгоды: в современных войнах, убеждал он, сражаются не ради добычи. Такого же мнения придерживался немецкий генерал Фридрих фон Бернхарди: «Во время долгого мира вылезает наружу все мелкое и личное. Торжествуют эгоизм и фальшь, жажда удовольствий вытесняет идеалы. Деньги обретают непомерную и неоправданную силу, а добродетель не получает должного уважения».
Примерно в то же время Герберт Спенсер пришел к выводу, что разнузданная воинственность должна уступить место конструктивной коммерческой конкуренции. Однако такие современные ему апологеты войны, как американский военный аналитик Гомер Ли, хотя и признавали коммерцию «своего рода борьбой», тем не менее считали ее «низким видом — сражением без чести и без героизма». В японском самурайском кодексе «Бусидо» преследование материальной выгоды объявлялось постыдным, а любые экономические цели — достойными презрения.
Иными словами, если рыцарство и ушло, то рыцарское презрение к «буржуазным ценностям» и «торгашеству» до сих пор проявляется во многих странах мира.
Неэффективность капиталистической пропаганды
Жажда наживы никогда не была в чести. По словам экономиста Пола Сэмюэлсона, капитализм — «эффективная, но малосимпатичная система, лишенная таинственности и не защищенная аурой, которую она придает». С ним согласен Марио Варгас Льоса: «В отличие от социализма, капитализму не присуща таинственность и ему никогда не предшествовали утопические чаяния».