Джон Мюллер
Капиталистические добродетели
Капиталистические добродетели
Говоря о капиталистических добродетелях, я отнюдь не имею в виду, что капиталисты имеют хоть какое-то отношение к святости. Не сомневаюсь, в первую очередь ими движет одно-единственное желание (излюбленная тема карикатуристов) — обогащение, или, как это обычно называют, жажда наживы. Более того, хотя капитализм предписывает избегать насилия, он в принципе не запрещает лгать, мошенничать, заниматься надувательством, входить в сговор, искажать информацию, манипулировать ценами, вести себя грубо или душить конкурентов. И в любом случае главный мотив капиталиста — нескончаемая жажда наживы (выражение «преходящая алчность» я считаю противоречивым по сути).
Время от времени тот или иной капиталист может руководствоваться и более высокими побуждениями. Но я буду говорить о другом: при капитализме жажда наживы сама по себе заставляет соблюдать некоторые (конечно, не обязательно все) нормы поведения, считающиеся в данном обществе моральными, добродетельными и достойными одобрения. Если общество ценит честность, порядочность, обходительность и гуманность, то умный капиталист под влиянием жажды наживы постарается проявить (или, во всяком случае, создать такое впечатление) эти качества недвусмысленно и в полной мере.
Капиталисты тратят много денег на рекламу. Но, наверное, все мы согласимся, что самая надежная реклама — это доброе имя. Поэтому в конечном счете лучший способ опередить других (то есть разбогатеть) — создать себе хорошую репутацию в обществе. И наоборот: капиталист может серьезно пострадать даже $а незначительный проступок, если испортит свою репутацию. Максима делового опыта гласит: «Если покупатель уйдет довольный, он расскажет об этом троим; если недовольный — десятерым». Такой опыт дает покупателям и партнерам мощное средство воздействия. Они могут наказать неподобающее, по их мнению, поведение, отказавшись впредь обращаться к тем, кем остались недовольны или о ком слышали нелестные отзывы.
Но порядочное деловое поведение имеет смысл и в тех случаях, когда сделка носит единичный характер. Например, продавец, проявляющий любезность к случайному покупателю, с большей вероятностью продаст товар, чем продавец нелюбезный.