Джон Мюллер
Честность
Качество, именуемое «прозрачностью», тесно связано с честностью и тоже полезно для бизнеса, даже в единичных сделках. Представим такую ситуацию. Два человека продают в равной мере подержанные машины. При этом один продавец предпочитает не говорить о поломках автомобиля, а другой по собственной инициативе дает все сведения о ремонте да еще показывает мелкие повреждения (скажем, прожженную сигаретой обивку сиденья), которые покупатель мог и не заметить. Откровенный продавец получит конкурентное преимущество, и купят, скорее всего, у него, весьма вероятно, даже в том случае, если он просит немного больше.
Хотя фирменные сети универмагов часто критикуют за однообразие, обезличенность и отсутствие индивидуального подхода к покупателю, они заинтересованы в честности даже больше, чем маленькие частные магазины: если покупателя обманут в одном универмаге, он, скорее всего, не пойдет ни туда, ни в другой универмаг этой сети. И наоборот: довольный покупатель, скорее всего, пойдет и в любой другой универмаг сети. То же самое относится и к магазинам, торгующим товарами известных производителей.
Принцип можно сформулировать шире. Бизнесу в целом, как основательно полагают организаторы Better Business Bureau, невыгодно попустительствовать мошенникам, поскольку их деятельность порочит весь бизнес и приводит к падению продаж. Деловая честность претит обманщикам, но благотворна для бизнеса как такового и в силу этого (о чем я скажу подробнее в главе 4) для экономического ро~та.
Честность чрезвычайно важна для успешного (то есть прибыльного) руководства фирмой и выстраивания отношений с сотрудниками. По мнению менеджера Джеймса Отри, «честность — важнейший элемент в отношениях менеджера с сотрудниками и коллегами». Гуру менеджмента Питер Друкер убежден и неоднократно подчеркивает, что честность — «единственное абсолютно необходимое качество менеджера». Если «ему не хватает честности, то, каким бы знающим, способным, умелым ни был этот человек, он вреден. Он вреден для людей — самого ценного ресурса предприятия, вреден для морального климата, для дела в целом». Коллеги «могут простить многое: неумение, незнание, необязательность или плохие манеры. Но они не простят нечестности. И не простят руководство, взявшее такого человека» .