Джон Мюллер
Порядочность
Порядочность
Если в обществе ценят порядочность, то торговец или делец, замеченный в ее отсутствии, рано или поздно проиграет тому, кто ведет себя достойно. Непорядочное отношение может, кроме того, вызвать у людей подозрения в обмане, и делец приобретет репутацию человека не только непорядочного, но и нечестного (эти слова нередко используются как синонимы).
Иными словами, к бизнесменам, которые имеют репутацию недобросовестных дельцов, беззастенчиво пользуются любой возможностью «урвать», будут относиться настороженно, а это нанесет им экономический вред. Таким предпринимателям будет все труднее заключать сделки, и в итоге они получат меньше денег, чем те, кого считают порядочными и добросовестными.
Следовательно, в долгосрочной перспективе бизнесмен заинтересован, чтобы после заключения сделки с ним другая сторона не сомневалась в его порядочности, даже если для этого ему придется пойти на менее выгодные условия или отказаться от быстрой прибыли. Ничто так не выводит людей из себя, как ощущение, будто их «поимели». Поэтому, например, Джон Д. Рокфеллер, заключая сделки, никогда не бился до последнего доллара и всегда старался закончить дело полюбовно. По его словам, он был «не настолько недальновиден, чтобы настраивать против себя» людей, с которыми надеялся тесно и прибыльно сотрудничать. По мнению Стиглера, основной актив крупных торговых компаний — это их репутация. Или, как лаконично выразился Барнум, «люди, обдирающие клиентов и ведущие себя так, словно больше их не увидят, именно этого и добьются».
Похожие соображения вы найдете в тысячах книг и статей, написанных предпринимателями и повествующих о том, как добиться успеха в бизнесе, то есть о том, как создать и вести прибыльное дело. Например, в книге «What They Don’t Teach You at Harvard Business School» («Чему не учат в Гарвардской школе бизнеса») Марк Маккормак справедливо замечает, что «люди не любят, когда их обманывают» и «в некоторых случаях лучше проявить уступчивость». Он пишет: «Я много раз замечал: если принимать во внимание извинительные обстоятельства партнеров по сделке и не требовать от них невозможного, то в долгосрочной перспективе получаешь гораздо больше и для себя, и для своей компании». В следующей книге того же автора «What They Still Don’t Teach You at Harvard Business School» («Чему все еще не учат в Гарвардской школе бизнеса») есть такие слова: «Бывает,