Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Четыре объяснения удивительной неспособности экономического роста сделать людей счастливее

Либерготт полагает: если все экономически значимые блага, которые появились после 1900 года, исчезнут, а оставшееся — солскина, свиное сало и дома без ватерклозетов — будут продавать по ценам 1900 года, мало кто сочтет себя в выигрыше. Ностальгия, скажем, по американскому образу жизни 1900-х годов обходит вниманием, например, то обстоятельство, что у большинства людей были плохие зубы, а конский навоз на городских улицах плодил невероятное количество мух. Мы часто склонны видеть прошлое в розовом цвете, забывая о его трудностях, тревогах и неудобствах66. Прошлое кажется нам легким и простым, хотя трагедии Шекспира и Эсхила недвусмысленно свидетельствуют о чрезвычайно сложных проблемах, с которыми тогда сталкивались люди. А успешные бизнесмены в посткоммунистиче- ских странах часто жалуются, что все их время отнимает бизнес и они уже не могут, как бывало, проводить долгие вечера с друзьями за дешевой водкой и нескончаемыми разговорами67. Подобные ностальгические жалобы довольно типичны, хотя экономическое развитие всегда увеличивает возможности и никогда не отнимает их. Пример американских меннонитов убеждает: вполне посильно сохранить привычный образ жизни и по-прежнему тратить вечера на экономически непродуктивное общение с друзьями. Появление новых возможностей ничуть не означает отмену прежних привычек.

Мы склонны забывать и о постоянном (пусть и не всегда заметном) росте стандартов жизни. Пояснительная табличка над старинной щеткой для чистки ковров, экспонирующаяся в Музее Стронг в Рочестере, штат Нью-Йорк, гласит: «Такие облегчающие труд приспособления, как щетки для чистки ковров, помогали людям среднего достатка поддерживать желательную чистоту в доме». А чтобы никто не усомнился в том, что это как-никак улучшало жизнь, автор текста тут же добавляет: «К сожалению, каждое новое приспособление поднимает требования к чистоте, оставляя ее идеал недостижимым»68.

Средства массовой информации вносят свою лепту в нашу забывчивость. Хорошие новости, как правило, не слишком хорошо продаются. Например, средняя продолжительность жизни американцев достигла в 1993 году рекордных 75,5 лет. Однако «The New York Times» сочла этот факт настолько скучным, что просто перепечатала сообщение «Associated Press» и спрятала его на 13-й странице номера от 1 сентября. «Atlantic» явно предпочитает материалы под заголовками «Кризис общественного порядка», «Впереди — беда», «Анархия наступает» или «Новая чума». Редакторы, надо полагать, будут просто счастливы, если кто-нибудь принесет им статью, озаглавленную приблизительно так: «Эксперты считают: конец света близок». Пародируя эту склонность, юморист из «New Yorker» как-то предложил написать стихотворение, начинающееся словами: «В обзорных статьях — только полный бардак»69. Понятно, что при такой позиции прессы замечательные долговременные тенденции, показанные на рисунках 4.1 и 5.1, нередко становятся для людей откровением.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz