Согомонян Г.С.
Реформистские идеологи
Порой даже социал-реформистские идеологи вынуждены говорить о социалистической революции в России как крупном историческом явлении, оказавшем влияние на всю последующую историю. Но эта революция, по их мнению, остановилась на полпути (политическая надстройка якобы не приведена в соответствие с общественным экономическим базисом). Клеветнические измышления о «незавершенной революции» в СССР являются также одним из широко распространенных тезисов социал-реформистских идеологов. Конечно, социалистическое общество не стоит на месте и находится в процессе дальнейшего развития как часть коммунистической формации в области экономики, политики, культуры, духовной жизни. Но не это имеют в виду социал- реформистские теоретики, толкуя о «незавершенности» социалистической революции. Внешне выпады против самого существа реального социализма облекаются часто в форму рассуждений об итогах исторического развития различных путей в международном рабочем движении. Есть, мол, опыт коммунистический, а есть социал- демократический, надо их проанализировать и сделать выводы на будущее. Так ставит вопрос, например, Ю. Браунталь.
Конечно, анализировать опыт можно, да и нужно. Кто будет возражать против изучения вопросов, касающихся судеб международного социализма? Но как формулирует свое видение будущего Браунталь? После похвал в адрес социал-демократии по поводу достижения ею успехов в создании «общества всеобщего благоденствия» (осуществлены, по его мнению, «фундаментальные социалистические цели») он в то же время вынужден признать, что в странах Запада, где правят и социал-демократы, «классовый характер общества остался незыблемым, а экономическая и политическая власть сконцентрированы в руках крупнокапиталистических групп» .
С последним замечанием (кстати, находящимся в явном противоречии с утверждением о решении фундаментальных целей социализма) нетрудно согласиться. Но поскольку Браунталь признает, что социал-демокра- тия не создала социалистического общества, напрашивается вывод о необходимости изменить те установки (идеологические и политические) социал-демократии, на основе которых в самом деле нельзя осуществить коренные социалистические идеалы рабочего класса. Оставаясь на почве социал-реформизма, Браунталь не делает подобных выводов. Вместо этого он обращается к опыту социалистических стран, особенно Советского Союза, и утверждает, что главное для будущего международного социализма — это так называемое преобразование СССР. «Никакой переворот в политических системах, который мог бы произойти, не имел бы для будущего социализма и человечества большее значение, чем преобразование системы тоталитарной диктатуры Советского Союза в систему социалистической демократии» . Эти выпады против политической системы СССР (и других социалистических стран), называемые заботой о «завершении» революции, на самом деле имеют контрреволюционный характер: стремление, разумеется, несбыточное, к «преобразованию» действительной социалистической демократии по образу и подобию буржуазной. Другой апостол «завершенной революции» — Г. Барч, более откровенный и прямолинейный, чем Ю. Браунталь, в статье, посвященной... 50-летию Октябрьской революции, писал, что «многие западные страны ближе к социализму, чем Советский Союз» .