Согомонян Г.С.
сфера маневра для идеологов социал-реформизма
В-третьих, идеологи социал-реформизма явно’озабочены влиянием реального социализма, передовых марксистско-ленинских идей на народы, борющиеся за свое национальное и социальное освобождение.
Однако сфера маневра для идеологов социал-реформизма ограниченна; они не выдвигают никаких идей, которые содействовали бы подлинному социальному и политическому прогрессу освободившихся стран. Внешне идеологи социал-реформизма, конечно, не выступают прямо как апологеты капитализма. Как и у себя в странах, они рекомендуют народам освободившихся стран «третий путь», т. е. не капитализм, не коммунизм, а все тот же «демократический социализм». В резолюции X конгресса социнтерна, на котором вопрос об отношении к освободившимся странам был одним из главных, утверждается, что «демократический социализм является единственной системой, в рамках которой может быть достигнута трансформация структур, необходимая для быстрого развития в условиях социальной справедливости»
В действительности усилия идеологов социал-рефор- мизма направлены на то, чтобы, с одной стороны, приукрасить империализм и «помощь» развитых капиталистических стран развивающимся государствам, а с другой— именно коммунизм (т. е. мировую систему социализма, и прежде всего СССР) представить в качестве главного препятствия на пути социального прогресса указанных государств и их народов.
Хотя «империализм» и упоминается время от времени в социал-реформистской литературе, надо учитывать, что идеологи социал-реформизма истолковывают этот термин весьма своеобразно. По их трактовке, государство
Может быть капиталистическим, и даже крупным, но не обязательно империалистическим. В свое время еще К. Каутский вместо научного анализа империализма как высшей стадии капитализма исходил из того, что империализм — это лишь особо предпочитаемая политика промышленного капитала. Следовательно, если капитализм не будет предпочитать такую политику, нельзя говорить и об империализме. Впоследствии в социал-реформист- ской литературе утвердилось и получило особое развитие уже после второй мировой войны представление, согласно которому под империализмом стали понимать по преимуществу колониальную политику. А раз нет колоний, значит, нет и империализма . При такой «логике» антиимпериалистическая борьба перестает быть проблемой, заслуживающей внимания.