Джон Мюллер
Обходительность
Маккормак говорит о профессиональных качествах одной дамы, соответствующих, как он полагает, «чемпионскому званию среди главных управляющих», и в доказательство приводит слова ее коллеги: «Неважно, какую должность вы занимаете. Если вы в ее кабинете, она обращается с вами так, словно важнее вас никого нет, словно вы ей ровня. Она считается с вашим мнением, внимательно, не прерывая, слушает ваши предложения. И в присутствии других — будь вы хоть секретаршей, хоть швейцаром — окажет вам не меньшее уважение, чем председателю совета директоров». Люди, с которыми приятно иметь дело, могут рассчитывать на особую благосклонность коллег-бизнес- менов. «Будьте обходительны, — напоминает Маккормак. — При прочих равных условиях любезность, случается, становится решающим фактором» .
При коммунистических режимах грубость была явлением рядовым, известным и прискорбным. Особенно славились ею учреждения (например, паспортные столы или отделы выдачи водительских удостоверений), где совпадали два условия: спрос: превышал предложение, а сторона, обеспечивающая предложение, не вправе была поднять расценки. В этих условиях покупатель услуги или товара становился просителем, а у противоположной стороны не было никаких экономических стимулов обходиться с ним любезно и предупредительно. Одна бывшая советская гражданка рассказывала, как ждала, пока продавец мясного отдела вдоволь наговорится с приятелем. Когда, наконец, она не выдержала и попросила взвесить ей мясо, тот грубо проворчал: «А может, тебе еще его разжевать и в рот положить?». Проблема формулировалась так: «А куда еще пойдешь, если нужная вещь — только здесь и сейчас?». А вот живое наблюдение Дэвида Ландеса: пока не были введены стандарты Европейского сообщества, французские почтовые отделения часто наклеивали на конверты как можно больше марок, чтобы увеличить вес отправления и взять побольше денег. «Стоит только увидеть тиранство маленькой конторы, — заметил он, — и легко представить весь парализующий эффект этих бюрократических препон». Поскольку деятельность подобных учреждений не регулируется экономически, они ведут себя как угодно — грубят, не выполняют свои обязанности или (при любом удобном случае) требуют мзду за услуги.