Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Неискренность как родовая черта капиталистической морали

Иными словами, если некто зайдет в автомобильный салон и скажет: «Я хочу купить машину, но желаю, чтобы при этом меня обманули и обошлись со мной крайне грубо», беспринципный продавец, скорее всего, удовлетворит требование клиента без всяких угрызений совести. Напротив, у нравственного человека подобная просьба, несомненно, вызовет душевные муки.

Неочевидная неискренность свойственна и другим императивам. Солдат, например, может вести себя героически не из мужества, а из любви к орденам и славе или действовать под влиянием экстаза, который нередко овладевает людьми в сражении (нечто подобное, весьма вероятно, ощущали благочестивые мазохисты в те времена, когда самобичевание считалось занятием уважаемым и достойным восхищения). А моральная максима здравого смысла «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой» неопровержимо свидетельствует: тот, кто ее сформулировал, исходил не из требований совести, а из хорошо просчитанного личного (в лучшем случае — группового) интереса.

Однако еще важнее другое: моральные качества трудно имитировать. Сэму Голдуину приписывают такие слова: «Самое важное для актера — искренность. Если вы научились ее изображать, дело в шляпе». Но то, что хорошо на театре, плохо подходит для реальной жизни: люди, как правило, не способны подделывать искренность постоянно и в любых ситуациях. И распознать лицемера помогает — во всяком случае, при длительном наблюдении — обычный здравый смысл. Сама жизнь учит людей оценивать друг друга на предмет целесообразности установления отношений. Как отмечает Джеймс Вильсон, «при случайной встрече человека можно ввести в заблуждение, но при постоянном общении он непременно составит себе точное представление о другом». Говоря словами Питера Друкера, «коллеги по работе и особенно подчиненные в несколько недель узнают, лицемер перед ними или нет».

По лаконичному замечанию Маккормака, «люди не любят фальши». Поэтому если человек лицемерен или даже только заподозрен в неискренности, расплата будет суровой и наступит быстро: клиенты перестанут возвращаться, а коллеги по бизнесу отвечать на звонки, поползут слухи, сотрудники затаят обиду и потеряют усердие. Компания Ben and Jerry добилась успеха отчасти потому, что сумела убедить покупателей в искренней приверженности идеалам, которые она столь широко пропагандировала. Но если бы покупатели, получавшие двойной стаканчик мороженого, заподозрили, что их водят за нос, конкурентное преимущество, прибыльность и, возможно, даже существование Ben and Jerry мгновенно оказались бы под угрозой.

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz