Джон Мюллер
Апатия
То же самое можно наблюдать в посткоммунистических странах: представители прежней номенклатуры (люди с положением и возможностями) в значительной мере сохранили свои позиции, пользуются влиянием и нередко побеждают на свободных выборах26. Поскольку уроки демократии именно таковы, Адаму Пржеворскому не стоит считать «поразительным» то обстоятельство, что в Испании «изменение политической системы не оказало сколько-нибудь заметного влияния на экономические отношения», а «те, кого удовлетворял режим Франко, по-видимому, вполне довольны и новым демократическим режимом»27.
Апатия
Наконец, апатия тоже во многом обес печила работоспособность демократии и помогла богатым сохранить основные привилегии. Платон, Шекспир и Менкен преувеличивают легкость манипулирования людьми, забывая при этом, как трудно добиться их внимания.
Действительно, свобода слова подразумевает другую важную свободу (которую обычно упускают из виду) — свободу не слушать. А Губерт Хамфри, как говорят, заметил: «Право быть выслушанным не означает автоматически права быть воспринятым серьезно». Нелегко убедить свободных людей принять чужую точку зрения, но труднее всего, как с досадой признал бы любой опытный демагог, вообще заставить их слушать. Людей, особенно живущих в свободном, открытом обществе, постоянно осаждают всевозможные политические дельцы и прожектеры, предлагающие новые решения или неведомые лекарства, панацеи и паллиативы. И если редко кто-то из них (как, например, Адольф Гитлер) добивается своего, то успех не меньше зависит от везения, чем от демагогического мастерства.
Как я покажу ниже, апатия в значительной мере помогает решить проблему так называемой тирании большинства. Нетрудно найти место, где большинство испытывает неприязнь к меньшинству; сложнее сказать, где такого нет. В США опросы регулярно показывали, что очень многие охотно ввели бы репрессии против незаслуженно богатых, гомосексуалистов, атеистов, коммунистов, против почитателей нацистской символики, сжигателей флагов и вообще всех, кто ведет себя вызывающим и нетрадиционным образом. Но добиться того, чтобы большинство приложило хотя бы некоторые усилия для реализации своих пожеланий, очень нелегко.