Джон Мюллер
Аристократия и дворянство
Аристократия и дворянство
Враждебность со стороны тех, кто был предан аристократическим и военным добродетелям — рыцарственности, чести, благородству, славе, воинской доблести, — тоже доставляла капитализму проблемы. Для таких людей, замечает Макклоски, «безумные выходки Дон Кихота во славу рыцарства пусть и нерасчетливы, но зато благородны», а само «неприятие расчета — признак подлинной рыцарственности».
Приведя слова Бенджамина Франклина об экономической ценности упорного труда, честности, точности и бережливости, Макс Вебер замечает, что подобные качества «и в древности, и в Средние века осуждались как худший вид скупости и поведение, совершенно лишенное самоуважения», а Гранья добавляет, что эта позиция (или поза) в значительной мере вернула себе престиж в XIX и XX веках.
Действительно, по-настояшему алчные капиталисты обычно раболепствуют перед покупателем. Стремясь удовлетворить его запросы, они жертвуют чувством собственного достоинства, самоуважением, честью и притворяются, будто верят, что покупатель «всегда прав», даже если на самом деле он откровенно неправ. Пока это приносит им доход, они с радостью позволяют помыкать собою. Можно считать это своего рода добродетелью. Марк Маккормак с похвалой отзывается о даме-управляющем, чье «главное достоинство состоит в способности подавлять свое „Я“ ради других людей». Но это можно считать и извращением. Писатель Ричард Райт с омерзением повествует о человеке, который предлагал избивать себя за деньги, хотя с чисто капиталистической точки зрения подобная услуга ничуть не хуже прочих.
Анализируя подобное поведение, Адам Смит пришел к выводу, что капитализм может сделать человека «неспособным защищать родину во время войны. Однообразие его обыденной жизни неизбежно наносит вред силе духа и порождает отвращение к полной неожиданности, неизвестности и опасности жизни солдата». Смит отдавал должное смелым и готовым на риск коммерсантам, но относил такой тип поведения к совершенно иной категории. В результате, вторя самым ярым недругам капитализма, он заключил, что коммерция «губит мужество человечества» и уже привела «к почти полному угасанию героического духа». «Все больше людей становятся слабыми и трусливыми», поскольку «их помыслы всецело сосредоточены на собственном комфорте». «Военное искусство» Смит, напротив, считал «безусловно, самым благородным из всех».