Джон Мюллер
Религия
Подобные заявления свидетельствуют о неспособности интеллектуалов оценить (и даже о желании снобистски презреть) нескончаемую драму капиталистической предприимчивости — волнующую, творческую и порой вожделенную.
Религия
Церковь — еще один традиционный враг капитализма и активный источник антикапиталистической пропаганды. Святой Августин осудил страсть к деньгам в числе трех главных греховных желаний (наряду с жаждой власти и похотью), а Стиглер определяет «неприятие обогащения» как «одну из немногих специфических установок, разделяемых всеми крупными религиями».
Капиталисты могут процветать при одном условии: если они способны предложить продукт или услугу, которые действительно нужны и за которые (поэтому) люди готовы платить. Соответственно, как было отмечено в предыдущей главе, бизнесмены привыкли потворствовать любым капризам, причудам, легкомысленным слабостям, грубой материалистичности, всепоглощающему эгоизму и взбалмошному нарциссизму своих покупателей. Напротив, религия занимает важное место в человеческой жизни в значительной мере потому, что предлагает утешение от скорбей и несчастий материального мира и стремится наполнить безотрадное и тяжкое существование высшим смыслом.
Поэтому ничуть не удивительно, что в энциклике 1991 года папа обрушился на капиталистическую практику, объявил ее отталкивающей, заклеймил «потребительство» и определил последнее как совокупность условий, при которых «людей опутывают паутиной ложных и поверхностных удовольствий, вместо того чтобы помочь им осознать смысл личного бытия надлежащим и точным образом». Такое же отрицание экономического благосостояния и роста ради духовных интересов индивида демонстрировали многие религиозные и околорели- гиозные лидеры, в частности Хомейни и Ганди.
Время от времени церковь проявляет то, что можно назвать презрением к потребителю. Объединяясь, например, с близкими по умонастроению социалистами и боящимся конкуренции мелким бизнесом, она нередко требовала ограничить часы торговли, дабы затруднить ее и весь процесс наслаждения чисто материальными благами.