Джон Мюллер
Становление деловой добродетели
Становление деловой добродетели
Я думаю, Монтескьё совершенно прав, когда говорит: «Можно считать почти общим правилом, что где хорошие манеры, там и коммерция», но явно преувеличивает, добавляя: «А где коммерция, там и хорошие манеры». По-видимому, столь же ошибочны и следующие умозаключения Адама Смита: «Когда в стране утверждается коммерция, ей всегда сопутствуют честность и пунктуальность. В примитивных и варварских странах эти добродетели почти совершенно неизвестны»; «Если значительную часть населения составляют коммерсанты, честность и пунктуальность непременно входят в моду и становятся главными добродетелями коммерческой нации». Вряд ли правы также Джеймс Вильсон, заявляющий, что капитализм пробуждает «внимательное отношение к чужому мнению», Даниель Кляйн, который полагает, будто «коммерция способствует хорошим манерам и честности», и шотландский историк XVIII века Уильям Робертсон, считавший коммерцию фактором, способствующим «смягчению манер и галантности» .
На базаре, вызвавшем интерес Норта, или в американских деловых «джунглях», где вырос и совершил свою революцию Уонамейкер, не было недостатка в коммерции, но явно не хватало честности и хороших манер. Следовательно, эти добродетели прямо не связаны с деятельностью по получению прибыли, которая вполне может оставаться грубой и варварской. Базар Норта и «джунгли» Уонамейкера являются «варварскими» и «отсталыми» не из-за отсутствия коммерческой стороны. Напротив, «варварскими» и «отсталыми», то есть сравнительно бедными, их делают коммерция и торговля, лишенные капиталистических добродетелей.
Любопытны наблюдения Адама Смита, дающие дополнительную пищу для размышлений. Он анализирует три обстоятельства и считает их взаимосвязанными. Первое: манеры коммерсантов в Испании и
Португалии хуже, чем в Лондоне, а лондонские, в свою очередь, хуже, чем в Амстердаме. Второе: в Испании и Португалии коммерсанты далеко не так богаты, как в Лондоне, а последние менее богаты, чем в Амстердаме. И третье: норма прибыли выше всего в Испании и Португалии, ниже в Лондоне и самая низкая — в Амстердаме. Отсюда Смит делает вывод, что высокая норма прибыли побуждает людей не заботиться о манерах.