Джон Мюллер
Деловые добродетели до XIX века
Но можно подойти к этому вопросу и с другой стороны. Коммерсанты Амстердама богаче именно потому, что им свойственно безупречное деловое поведение. Благодаря высокому уровню честности и порядочности в коммерческой среде они могут позволить себе даже сделки с невысокой прибылью. А в Испании и Португалии, где нет такой надежности и обязательности, коммерсанты идут только на высокоприбыльные сделки, поскольку им необходимо компенсировать высокий риск, неизбежный в подобной коммерческой обстановке.
Таким образом, капиталисты честны и обходительны вовсе не по своей природе. Чтобы стать такими, они должны понять: честное, порядочное, цивилизованное и гуманное поведение в итоге увеличит их доходы. И пока они оценят экономическую целесообразность добродетельного поведения, может пройти немало времени. Одна из причин негативного отношения к капитализму состоит, несомненно, в том, что многие столетия капиталисты, как в «джунглях» Уонамейке- ра и на базаре Норта, нередко были в той или иной степени нечестными, непорядочными, нецивилизованными и негуманными, поскольку, подобно европейским автократам прежних времен, совершенно не понимали своей долгосрочной выгоды. Им не хватало просвещенного эгоизма.
Деловые добродетели до XIX века
Привести примеры правильного понимания экономической ценности деловых добродетелей до XIX века нелегко, но все же возможно. Квакеры привнесли добродетельность в бизнес и обогатились на этом, но блюли нравственность по религиозным соображениям, поэтому их богатство не будет ошибкой считать фактором в каком-то смысле второстепенным или побочным. Бенджамин Франклин в 1748 году подчеркнул экономическое значение честности — она позволяет легче получать кредиты; честность давно стала естественным критерием делового поведения, предписываемого уставами гильдий и нормами торгового права. Подобно Франклину, упомянутое качество высоко ценил Даниель Дефо. Прежде, чем в 59-летнем возрасте стать автором первого просветительского романа «Робинзон Крузо» (1719), Дефо не одно десятилетие занимался коммерцией. Проницательно анализируя деловую практику своего времени, он не забывает отметить, что «честный торговец — это настоящая драгоценность и... его ценят повсюду». И хотя большинство капиталистов тех времен не утруждали себя систематической рефлексией по поводу деловых добродетелей, Адам Смит, как мы видели, считал честность и хорошие манеры непременным атрибутом коммерции, по крайней мере в своей стране.