Rambler's Top100


"Русское самосознание"


Главная

Последний номер

Архив

№ 5
Общество

Библиотека

Ссылки
Информация

Пишите!
философско-исторический журнал../banner.gif (256 bytes)

Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа

Джон Мюллер

Развитие деловых добродетелей в XIX и XX веках

Многие капиталисты, несомненно, хорошо понимали ценность порядочности, но не давали себе труда чегко сформулировать это на бумаге, поскольку такое поведение стало их вторым «Я». Современный бизнесмен Марк Маккормак указывает, что верность слову — неотъемлемая часть «неписаного свода деловых правил», а уверенность в своем продукте — одна из «несомненных истин торговли». Любопытно, однако, что Маккормак объявляет эти вещи настолько очевидными, что они якобы не нуждаются в разъяснении, а затем посвящает их разъяснению целую книгу. (И можно с полной уверенностью предположить, что ни одна из истин Маккормака никогда не являлась таковой ни для одного голливудского сценариста.)

Развитие деловых добродетелей в XIX и XX веках

Понимание того обстоятельства, что честное и порядочное поведение, цивилизованность и гуманность приносят богатство, — в современных книгах по бизнесу, подобных книге Маккормака, это сейчас общее место, — окончательно обрело статус четкого, осознанного делового принципа и было ясно сформулировано только в XIX веке. Во всяком случае, самой ранней известной мне публикацией, в которой специально и подробно говорится о прибыльности добродетельного делового поведения, является брошюра Ф.Т.Барнума «The Art of Money Getting» («Искусство зарабатывать деньги»), написанная в середине XIX столетия.

Столь долгое молчание заставляет предположить, что отчетливое понимание капиталистических добродетелей и их сознательное внедрение в бизнес — феномен относительно недавний. Насколько можно судить, он ровесник выдающемуся экономическому подъему Запада (отображенному рисунком 4.1) и, по всей видимости, значительно ему способствовал.

Однако примеры непонимания встречаются и в наше время. Как-то меня поразил один абзац в новом путеводителе по Италии. Обычно путеводители отличаются мажорным тоном, но в данном случае рассказ автора о Неаполе отличался минорностью: прекрасный город, но Боже упаси иметь дело с местными торговцами, потому что они неисправимо порочны и при малейшей возможности оберут вас до последней нитки. Подобная репутация, надо полагать, не идет на пользу местной туристической индустрии и региональному экономическому развитию в целом. Аналогичны впечатления Эдварда Бэнфилда о трудовой ситуации в одном южноитальянском городе, который он посетил в 1950-х годах: «Если предприниматель может безнаказанно обмануть рабочих, он, как правило, это делает», поэтому отношения с рабочими отравлены «тревогой, подозрительностью и ненавистью».

<< Предыдущая | Следующая >>

 

TopList Все права защищены




Последнее обновление: 11.02.11




Хостинг от uCoz