Джон Мюллер
Развитие деловых добродетелей в XIX и XX веках
В таких условиях люди работают менее старательно, предприниматели не могут на них положиться и не только падает прибыль отдельных компаний, но страдает экономика региона в целом. «Взаимное недоверие между землевладельцами и арендаторами, — продолжает Бэнфилд, — в значительное мере объясняет, почему здесь до сих пор так много крохотных ферм, где все делает сам хозяин: взятый на паях крупный участок позволил бы заработать гораздо больше, но для этого нужно договариваться с землевладельцем, поэтому крестьяне предпочитают оставаться на своих непродуктивных клочках». Многие только с них и кормятся, а поскольку эти участки крайне малы и их обработка не требует много времени, значительная часть местного трудового потенциала пропадает для экономики. Бэнфилд отмечает, что в некоторых городах региона высший класс по традиции «всегда вел себя жестоко с крестьянами», и это тоже препятствует экономическому развитию.
Подобное деловое поведение можно считать современным пережитком того, что некогда было нормой в Европе. Например, в 1771 году один весьма известный автор, выражая, по определению Розенберга, «общепринятое убеждение» своего времени, заявил: «Разве только глупец не понимает, что низшие классы нужно держать в бедности, иначе они утратят трудолюбие. ...Они повсюду должны жить в бедности или же они не станут работать». А вот какого мнения придерживается сэр Уильям Темпл в своей абсолютно неправильно названной книге 1758 года «Vindication of Commerce and the Arts» («Оправдание коммерции и ремесел»): единственный способ сделать работников «воздержанными и усердными» — «поставить их перед необходимостью трудиться все время, какое остается за вычетом часов на питание и сон». Рихард Тилли так формулирует «идеологию работодателя», преобладавшую в XIX столетии: «Рабочие по природе своей ленивы, ненадежны, ищут, где прихватить, и только угроза крайней нужды реально заставляет их трудиться». Подобное отношение во многом способствовало подъему рабочего движения и стремлению отстоять свое достоинство. Например, во время забастовок в Польше в 1905 году рабочие требовали не только уволить самы> ненавистных управляющих, но и обязать руководство компании к уважительному отношению, в частности прекратить называть их пренебрежительно-уменьшительными именами, словно детей.