Джон Мюллер
Литераторы
Вопреки расхожему мифу, даже в произведениях Горацио Алджера не видно ни симпатии к капитализму, ни его реалистического изображения. Типичные герои Алджера — молодые люди, честные, порядочные, трудолюбивые. Но эти качества вознаграждаются не успехом в бизнесе, а неожиданно свалившимся наследством или щедростью богатого патрона. «Деньги — корень всех зол, мой юный друг. Это мудрость старая и, к сожалению, верная», — высокопарно философствует такой патрон в одном рассказе Алджера.
Кроме того, если дело доходит до производственных тем, писатели предпочитают превозносить и идеализировать изобретателей-оди- ночек, самоотверженно заключивших себя в допотопной мастерской или на пыльном чердаке, но игнорируют (или карикатурно изображают) рыночных дельцов, чья творческая энергия не менее важна, чем случайная удача и успех изобретателя. В книге «Marketing Myths That Are Killing Business» («Мифы маркетинга, которые убивают бизнес») Кевин Клэнси и Роберт Шульман перечисляют 172 таких мифа и отмечают, что если продукт или услуга плохо продается, то причиной обычно служит неудачный маркетинг, а не дефект самого товара. Похожим образом успех кинофильма часто связывают с деятельностью приглашенного директора картины. Но на самом деле творческий вклад продюсера — организация финансирования, выбор сценария, распределение ролей и реклама фильма — по меньшей мере столь же важен.
Иначе говоря, если вы изобрели невиданную доселе мышеловку, люди, скорее всего, не бросятся к вам, чтобы ее заполучить, по крайней мере до тех пор, пока не найдется человек, который сможет (с немалыми затратами и риском) сделать ее доступной по привлекательной цене. Но даже и в этом случае ваше изделие могут проигнорировать. Как отмечают Розенберг и Бирдзелл, «инновация — это продукт организованного предприятия, а не одиночки с идеей». Другими словами, одной только идеи недостаточно. Эго хорошо понимает любой предприниматель, но мало кто из писателей. Роберт Крингли подчеркивает: «Учредить компанию и привести ее в рабочее состояние — совершенно разные вещи. Придумать великую идею (для этого нужны прежде всего ум и знания) гораздо легче, чем выстроить организацию, поскольку здесь нужны еще упорство, дисциплина и понимание дела. 19 из каждых 20 новоучрежденных высокотехнологичных компаний исчезают прежде всего потому, что не справляются с принципиально важным переходом от просто группы парней в арендованном офисе к группе побольше и тоже в арендованном офисе — но с покупателями». По его мнению, Apple Computer разрабатывает, как правило, первоклассные продукты, но не очень сильна в их продвижении, тогда как Microsoft умеет «распространять невероятное количество продуктов среднего качества» — и за счет этого выигрывает.