Джон Мюллер
Интеллектуалы
Такие мыслители, как Алексис Токвиль. Томас Джефферсон и Шарль Луи Монтескьё, высказывали большое опасение, что безудержная коммерциализация сделает общество вялым, равнодушным и тем самым подготовит почву для деспотизма. Ученые бюрократы, которые управляли Китаем на протяжении почти всей его истории (и постоянно держали страну в бедности), пропагандировали традиционные нормы поведения, поощрявшие пренебрежение к наживе и материальным ценностям, хотя, разумеется, подобные предпочтения никак не означали, что сами бюрократы обязательно ведут аскетичную жизнь.
Кроме того, откровенная беспринципность многих капиталистов, их развязность и потакательство, несомненно, представляются интеллектуалам — мыслителям, книгочеям, служителям муз — отталкивающими, грубыми, вульгарными или фальшивыми. Опрометчивое убеждение, что капитализм таков, каким он изображен в рассказах Горацио Алджера, в значительной мере проистекает из желания видеть в бизнесе занятие приземленное, банальное, низкопробное и рутинное.
Интеллектуалов (и это вполне понятно) может отталкивать прискорбно-заурядная, примитивная проза книг по бизнесу, которые в большинстве своем тенденциозны, содержат обильные перечни деловых принципов — довольно банальных, поверхностных, избитых, противоречивых и даже лицемерных — и не переставая твердят что нужно любить покупателя и собрать «команду победителей». Например, в хрестоматийной и многословной книге Лестера Р. Биттела «Nine Master Keys of Management» («Девять главных ключей менеджмента») — если бы их было десять, они, несомненно, именовались бы «заповедями» — последний 9-й ключ таков: «Познай свое истинное „Я“»; и естественно, автор тут же предлагает «древо самопознания».
Люди бизнеса нередко склонны к возвышенной риторике. Скептичным интеллектуалам она может показаться в лучшем случае неискренней, а в худшем — откровенно лицемерной. Например, книга о создании Better Business Bureau имеет длинный и высокопарный подзаголовок «А Story of What Business Has Done and Is Doing to Establish and Maintain Accuracy and Fair Play in Advertising and Selling for the Public’s Protection» («История о том, что бизнес совершил и совершает ради общественного блага для поддержания порядка и честных правил в рекламе и торговле»). Во введении к книге Джозеф Эппель с обескураживающей самоуверенностью заявляет: «Если реклама становится нечестной, неискренней, лживой и тем самым вводит потребителя в заблуждение, она просто отражает пороки нашего социального, политического и экономического состояния, а эти пороки заключены в самой человеческой природе. Первопричина всех пороков — эгоизм. Коммерческий эгоизм проистекает из эгоизма человеческого. Человеческий эгоизм — корень всех наших проблем» |.