Джон Мюллер
Требования политического равенства
Обширное исследование группы политологов, посвященное проблеме равенства, содержит вполне ожидаемый вывод, что реальные демократии, например США, не обеспечивают равенства граждан в плане воздействия на политику. По мнению авторов, степень политической влиятельности зависит от трех факторов: ресурсов (прежде всего времени, денег и личных способностей), психологической готовности заниматься политикой и «связей с организациями, способными обеспечить индивиду доступ в политическую жизнь». Естественно, степень влиятельности многообразно варьируется, и в этом обстоятельстве авторы исследования видят «угрозу демократическому принципу равной защищенности индивидуальных интересов». Комментируя данный вывод, другой аналитик высказывает похожее мнение: «Либеральные демократии не смогли реализовать принцип равного учета интересов каждого гражданина» |3.
Но вместо того чтобы пытаться реформировать систему или людей, возможно, гораздо целесообразнее отказаться от принципа политического равенства или, по крайней мере, радикально его пересмотреть. Призывы к равенству выражают романтический взгляд на демократию — взгляд, решительно и неоднократно опровергнутый реальностью. Демократии отзывчивы и внимательны к интересам граждан, во всяком случае, по сравнению с другими формами правления, но даже отдаленно не способны учесть интересы каждого в равной степени.
Попутно затронем другой аспект проблемы — влияние «особых интересов». Как свидетельствуют безуспешные попытки усовершенствовать законодательство США по финансированию избирательных кампаний, люди, которые хотят оказать влияние на политику, как правило, находят способ это сделать, несмотря на самые хитроумные законы и строгие запреты. Как замечает Джил Трой, «вопреки всем благостным надеждам, цель предпринятых после Уотергейта реформ — ликвидировать влияние денег на президентские выборы — оказалась окончательно и бесповоротно иллюзорной». (Он указывает также, что все расходы на избирательные кампании 1996 года составили лишь около 25% от ежегодных затрат компании Procter & Gamble на продвижение своих продуктов.) Среди неистовства ханжеской политкорректности в 1990-х годах единственный разумный голос принадлежит сенатору Роберту Беннетту из Юты: «Богатые всегда будут влиять на политику, и выход не может состоять в том, чтобы создавать им дополнительные барьеры, заставляющие тратить больше денег на юристов и консультантов ради достижения тех же целей в обход законов»14.