Джон Мюллер
Развитие деловых добродетелей в XIX и XX веках
Довести ситуацию до того, что отношения с работодателем отравлялись ненавистью и подозрениями, а рабочие не могли добиться уважения к себе без забастовок, было, по нынешним стандартам менеджмента, невероятно глупо, а с общеделовой точки зрения — экономически неразумно.
Но со временем предприниматели усвоили истину, которая в наши дни считается элементарной и предельно очевидной: довольный работник — продуктивный работник. Тил/и показывает, как в течение
XIX века в среде промышленников крепло убеждение, что «мирные трудовые отношения и высокая продуктивность — взаимосвязанные явления». Промышленники «со все большей готовностью рассматривали рабочих как экономических партнеров, достойных справедливого и уважительного отношения». В 1996 году, когда количество забастовок в США достигло самого низкого уровня за 50 лет, корпоративный мир пришел к выводу, что это обстоятельство объясняется «интенсификацией сотрудничества между работодателями и работниками, а также уважительным отношением менеджмента к рабочему персоналу».
Но до того, как эта позиция стала общепризнанной, предприниматели сплошь и рядом демонстрировали такое поведение, которое мы сейчас назвали бы явным (и глупым) пренебрежением интересами работников: бизнесмены считали, что людей заставляет трудиться только угроза нищеты. Соответственно, в отношениях между предпринимателями и наемным персоналом господствовали враждебность и недоверие, еще не так давно замеченные Бэнфилдом в Южной Италии. Неудивительно, что профсоюзное движение и революционные социалистические идеи быстро набирали силу.
Наставления таких известных и успешны* капиталистов, как Ф.Т. Бар- нум, должно быть, способствовали широкому признанию деловых добродетелей. Похожую роль, вероятно, сыграли выводы, полученные благодаря введению в 1920-х годах компанией Western Electric экспериментальной политики на фабрике в Хоторне: более высокая трудовая мораль способствует повышению продуктивности.
Но самым эффективным средством распространения новой позиции стала, по всей видимости, простая конкуренция. Бизнесмены, которые сумели освободиться от традиционных стереотипов и начали относиться к работникам как к партнерам, то есть с уважением и доверием, в экономическом плане выиграли, и все остальные были поставлены перед выбором: либо подражать, либо потерпеть экономическое поражение. Консультанты по менеджменту Томас Питерс и Роберт Уотерман приводят многочисленные примеры подобной ситуации в современной деловой жизни.