Джон Мюллер
Развитие деловых добродетелей в XIX и XX веках
Равным образом, разумная ценовая политика и безукоризненное обслуживание покупателей, введенные в обиход лишь в XIX ве^е благодаря таким новаторам, как Уонамейкер, сейчас считаются безусловной нормой в развитых странах. Иначе говоря, все усилия направлены на то, чтобы сделать процесс покупки как можно более приятным и максимально далеким от исполненного недоверия и ненужного препирательства между продавцом и покупателем, которое пародировал Дефо в 1727 году.
Даже после остроумных насмешек Дефо понадобились еще почти два столетия, чтобы торговцы полностью осознали очевидную истину: такое деловое поведение экономически неразумно. Те, кому это удалось, в общем и целом не только преуспели сами, но и способствовали процветанию экономики. Роберт Франк полагает, что искусство заключения сделки в значительной мере сводится к умению контрагентов скрывать друг от друга, за сколько они намерены купить или продать данный товар. А проблема состоит в том, что люди будут воздерживаться от сделок пропорционально своему нежеланию вводить или быть введенными в заблуждение.
Хотя точно оценить динамику укоренения деловых добродетелей весьма трудно, Тилли утверждает, что честность заметно выросла в XIX веке в Англии и Германии. Предприниматели все чаще рассматривали «отдельную сделку как очередное звено в цепи прибыльных операций, как очередной этап долговременного процесса накопления капитала», а не как «однократную возможность, из которой нужно выжать максимум». Тот же автор отмечает, в частности, что лотя деловая активность значительно выросла, ей не сопутствовало повышение количества жалоб на нарушение договоров или обман. Операции Прусского банка, например, за 40 лет выросли на 563%, а количество безнадежных долгов за то же время снизилось на 20%. Параллельно получили распространение такие «честные деловые приемы, как возврат денег, замена некачественного товара, введение фиксированных цен и товарных ярлыков производителя, а также долгосрочное кредитование».
В 1890 году экономист Альфред Маршалл констатировал динамику в этом процессе. Он отметил, что быстрое развитие экономики «несомненно, создало новые лазейки для нечестности в торговле». Открыто немало способов «делать вещи лучше на вид, чем они есть на самом деле», а «производители теперь гораздо дальше отстоят от конечного потребителя», в силу чего «причиненный ими ущерб не подразумевает столь быстрого и неотвратимого наказания, какое могло бы грозить деревенскому ремесленнику, обманувшему односельчанина». Однако хотя «возможностей для мошенничества стало заметно больше, нет оснований считать, что люди пользуются ими более интенсивно, чем раньше. Напротив, современные методы торговли подразумевают доверие одной стороны и способность другой противостоять искушению нечестности, которая остается уделом людей отсталых»43. Правда, на мой взгляд, привычка доверять друг другу была причиной развития экономики, а не ее следствием (как полагает Маршалл).