Джон Мюллер
Значение деловых добродетелей для экономического развития
В период между 1869— 1878 и 1944-1953 годами доход на душу населения в США поднялся вчетверо. В своем авторитетном исследовании Мозес Абрамовиц приходит к выводу, что увеличение затрат капитала и труда, взятое в общепринятом исчислении, способно объяснить лишь незначительную часть этого поразительного роста, а почти 90% его — часть, которую экономисты, почти отчаявшись найти нужное слово, назвали «остатком», — нужно объяснять другими причинами49.
Комментируя этот любопытный вывод в статье с точным названием «Neglected Dimensions in the Analysis of Economic Change» («Неучтенные параметры анализа экономического развития»), Розенберг указывает, что ключевое значение для экономического роста могут иметь «важные качественные изменения, связанные с человеческим фактором производства... которые обычно ускользают от внимания ученых-эко- номистов». Он перечисляет, в частности, такие значимые характеристики, как «знания, техническая квалификация, организационные и управленческие способности, уровень экономической целеустремленности, чувствительность к экономической мотивации, способность вводить и усваивать новации» и так да!ее. Общий вывод Розенберга таков: «Во многих существенных отношениях экономический рост — это процесс обучения, в ходе которого люди узнают новое, проявляют новые способности и приобретают новые мотивы»50.
Этот вывод сближает точку зрения экономиста-теоретика Розенберга с позицией авторов многочисленных книг по менеджменту, в значительной мере суммированной одним из названий — «What They Don’t Teach You at the Harvard Business School» («Чему не учат в Гарвардской школе бизнеса»). В этом отношении совершенно типичны рассуждения Питерса и Уотермана в их бестселлере со стажем «In Search of Excellence» («В поисках совершенства»). По мнению этих исследователей, теория менеджмента, которую преподают в университетах, «умалчивает о многих вещах, уже давно усвоенных выдающимися компаниями». А усвоили они прежде всего деловые добродетели: следует «любить покупателя»; понимать «важность превращения рядового парня в героя и неизменного победителя»; «демонстрировать, насколько прочно работник может отождествлять свою цель с выполняемой задачей, если помочь ему уяснить, что добровольный контроль за качеством с его стороны гораздо эффективнее контроля внешней инспекции»; «ничего не жалеть ради качества и достойного обслуживания покупателя; производить продукты долговечные и функциональные» и знать, что «хорошие менеджеры заботятся и о людях, и о деньгах»51.