Джон Мюллер
Порядочность
люди дают обещания, но по не зависящим о г них причинам не могут их выполнить. Стоит или нет освободить и к от непосильных обязательств? Если вы и впредь рассчитываете иметь с ними дело, ответ очевиден. Итоговая выгода почти никогда не заставляла меня пожалеть о моем решении».
Об экономической пользе порядочности свидетельствует и такой любопытный феномен, как стабильные цены. Насколько можно судить, почти все избегают завышения цен, считая эту практику непорядочной. Иными словами, даже если спрос явно превышает предложение, умный бизнесмен воздержится от внезапного повышения цен, поскольку экономическая рациональность такого шага на поверку окажется мнимой. Лыжные курорты, например, не вздувают цены в пик сезона, поскольку знают: запросив больше на Рождество, можно потерять клиентов в марте|.
Распространенный способ решения проблемы — прейскурант с возможностью скидки. Например, авиакомпания скорее назначит 1000 долларов за билет из Рочестера в Лос-Анджелес и сделает скидку в 500 долларов, если пассажир покупает его загодя и согласен на ограничения по срокам, чем назначит 500 долларов и запросит 1000 долларов, если покупатель ждет до последней минуты и не согласен ни на какие ограничения. Точно так же университет, где обучение реально стоит 18 тысяч долларов в год, скорее назначит 25 тысяч долларов и сделает скидку, чем назначит 18 тысяч долларов и запросит 25 тысяч с тех, кто способен их заплатить. Финансовый итог в том и другом случае приблизительно одинаковый, но политика скидок повсеместно считается более нравственной. И авиакомпании, и университеты используют именно ее, даже когда это связано с риском завышения цифр в прейскуранте.
В этой связи весьма любопытно, что в развитых капиталистических странах в обычной розничной торговле почти повсеместно отказались от торга с покупателем (подробнее я буду говорить об этом в главе 4). В краткосрочной перспективе это, несомненно, обернулось против продавцов, которые могли торговаться со знанием дела, поскольку, как правило, знали о качестве товара больше, чем рядовой покупатель. Однако они обнаружили, что отказ от ситуативного преимущества в конечном счете выгоден — целесообразнее сразу же назначить привлекательные цены и получить взамен существенную компенсацию, освободившись от не всегда приятной и часто нервозной процедуры торга, от опасений показаться нечестным и приобрести репутацию непорядочного человека, который продает один и тот же товар по разной цене.