Джон Мюллер
Взаимосвязанность мира и торговли
Имея в виду перечисленные выше обстоятельства, Джордж Стиг- лер в 1975 году с нескрываемым пессимизмом заметил: свобода торговли «недостижима без радикальной трансформации политической системы». Однако никакой трансформации не произошло. Клинтон, несомненно, считал свободную торговлю политически неправильным новшеством, но тем не менее поддержал се. На мой взгляд, и Клинтон, и другие осторожные политики решились на этот болезненный шаг только по одной причине: они окончательно признали — разумеется, весьма неохотно — правильность принципа свободной торговли, который несколько десятилетий единодушно продвигали современные экономисты. Будучи политиком внимательным, Клинтон, несомненно, слышал и постепенно усваивал аргументы экономистов в пользу свободной торговли. Однако сам он экономистом не был, никогда самостоятельно этой проблемой не занимался и вряд ли знал специальную литературу по данному вопросу. Поэтому, как я полагаю, он сделал выбор (даже с риском для политической карьеры) в пользу свободной торговли прежде всего потому, что — подобно пациенту, покорно глотающему горькое лекарство, — доверился авторитетному врачу, то есть консенсусу специалистов34.
Экономист Пол Кругмен считает, что идея свободной торговли «близка священным основам экономики как никакая другая», и с ним согласен Милтон Фридмен: «Ни в чем со времен публикации в 1776 году „Богатства народов“ Адама Смита экономисты не были столь едины, как в вопросе о достоинствах свободной торговли». К сожалению, заметил Фридмен в 1984 году, «единодушие специалистов не помешало ни одной стране устанавливать угодные ей экономические барьеры»35. Однако сейчас — в значительной мере благодаря усилиям Клинтона и Фридмена — политики во всем мире в общем и целом одобряют эту идею. И при всех возможных словопрениях и с говорках по поводу деталей ее применения общая тенденция налицо.
Взаимосвязанность мира и торговли. Хотя Кант и многие другие считали, что торговля улучшает мирные перспективы, история не подтверждает этого взгляда: ведь значительная часть войн была гражданскими конфликтами между группами, которые слишком хорошо знали друг друга и активно друг с другом торговали36.