Джон Мюллер
Требования политического равенства
Как справедливо замечает Роберт Даль, «значительное политическое неравенство — универсальная характеристика человеческих отношений на протяжении всей истории; и в наши дни оно присутствует во всех демократических системах». Это обстоятельство, полагает он, «не отвечает теоретическим критериям демократического процесса», и в результате возникает «серьезная проблема для демократической теории и практики» 17. На мой взгляд, серьезная проблема заключается не столько в историческом факте неравенства, сколько в самой теории и критериях демократического процесса, которые, как фактически признает Даль, со всей очевидностью, несомненностью и регулярностью демонстрировали полную несостоятельность.
Впрочем, Даль предлагает метод, позволяющий гражданам «обладать политическими ресурсами, необходимыми для активного и равноправного участия в политической жизни». Он, конечно, не имеет в виду, что большинству из нас дадут выступить на первой странице «Washington Post», но возлагает немалую надежду на телекоммуникации. Эти последние, по его мнению, способны обеспечить «практически каждого гражданина информацией по политическим вопросам» и создать «интерактивные системы» для «участия в дискуссиях экспертов, влиятельных политиков и рядовых граждан»18.
Но поскольку газеты, журналы, телевидение, библиотеки, общественные собрания, телефон и радио уже в значительной мере обеспечивают такую возможность, а граждане в большинстве своем продолжают игнорировать легкодоступную информацию, Даль решает закрыть тему равенства, утверждая, что на самом деле нам реально нужна просто «критическая масса хорошо информированных граждан, способная отслеживать процесс, „внимательная публика“, как много лет тому назад назвал ее Габриель Алмонд». Иными словами, Даль вернулся к выводам книги, которая еще 40 лет назад констатировала, что такая полезная элитная группа фактически существует19.
Наконец, Даль хочет спасти выборную демократию для будущего путем, как обнаруживается, почти полного ее упразднения. Чтобы гарантировать «представительство» хотя бы части внимательной публики, он предлагает комплектовать группу из нескольких тысяч граждан методом случайного отбора (а не используя традиционную процедуру). Члены этой группы затем будут привлекаться (возможно, с помощью того или иного поощрения) к обсуждению насущных вопросов (на теледебатах) и время от времени «высказывать свои предпочтения», которые уточнятся уже существующими выборными инстанциями и «приобретут статус обязательных благодаря демократической легитимности». Такими методами «граждане в развитых демократических странах найдут себе подобных», и «демократический процесс в очередной раз приспособится к миру, мало похожему на тот, где впервые появились на свет демократическая теория и практика». Сия романтическая конструкция необходима потому, внушительно заключает Роберт Даль, что «демократия наших преемников не может быть и не будет демократией наших предшественников»20. По моему мнению, напротив: определенно может и несомненно будет.