Джон Мюллер
Ослабление позиций конкурентов
Успешное продвижение продукта (или идеи) — трудная задача. И хотя промоутеры демократии добились своего, отсюда не следует, что успехом они обязаны исключительно собственной ловкости. Каждый опытный промоутер знает: никакие его ухищрения не гарантируют продаваемость продукта. Если бы успех продукта зависел только от маркетинга, все мы ездили бы на машине «Ебзе1». Тщательное планирование и умелая реклама безусловно необходимы, но многое зависит от случая и удачи.
Тактические и стратегические приемы, использованные промоутерами демократии, можно представить в виде перечня, состоящего из ряда позиций, охарактеризованных ниже !0.
Ослабление позиций конкурентов
Прежде всего следовало ослабить позиции конкурентов и продемонстрировать их слабости. Когда демократия только возникла, ей нужно было поначалу выиграть конкуренцию с наследственной монархией, а затем с другими формами авторитаризма.
В главе 6 я уже приводил причины, по которым демократия более привлекательна (или менее непривлекательна) по сравнению с иными типами правления. Демократам с течением времени удалось доказать, что их система на самом деле хороший (или вполне приемлемый) продукт и что он в ряде отношений заметно превосходит изделия конкурентов. Однако объективное качество продукта само по себе не способно обеспечить успех и никогда не гарантировало победы на рынке. Непредвзятые эксперты согласны, что для домашнего видео технология «Beta» лучше «VHS»; тем не менее «VHS» завоевала подавляющую часть рынка. Примерно то же самое (как я отмечал в главе 3), по мнению адептов Apple, происходит или произошло на компьютерном рынке. Разумеется, хороший товар продается легче, чем не очень хороший. Но товары редко продают сами себя: они должны появиться в нужный момент и быть нужным образом преподнесены.
Примерно до 1800 года (и даже дольше) наиболее распространенной формой правления была наследственная монархия — авторитарный институт, в котором власть приобреталась по праву рождения. Как правило, монархия подразумевала двухуровневую классовую систему. Верхняя позиция в ней принадлежала людям соответствующего происхождения, а людям иного происхождения, пусть и талантливым, вход в этот мир был закрыт. Монархическая система утвердилась в значительной мере потому, что являлась своего рода гиперболой мельчайшей естественно возникшей социальной ячейки — семьи. Королей, императоров, царей, султанов, кайзеров и прочих такого рода владык их подданные неизменно воспринимали как воплощение патернализма и славили как отцов державы. Почти всегда монархов окружал религиозный ореол — божественное право на власть и тому подобное, и это искусно придуманное достоинство также усиливало привлекательность монархии.